Библиотека
Дата и время

 Сетевая перекличка #СДнемРожденияГорький!

 

  С 26 марта по 1 апреля 2018 года, в неделю празднования 150-летия Максима Горького, Центральная городская детская библиотека им. А.М. Горького Н. Новгорода предложила организаторам событий с именем писателя присоединиться к Международной сетевой перекличке #СДнемРожденияГорький! Девиз переклички: «Поздравь писателя – организуй событие!». Наша Лузская детская библиотека присоединилась к этой акции.

 Максим Горький прожил трудную жизнь, хотя всегда был «читаемым и почитаемым». Он писал произведения не только для взрослых, но для детей.Горький встречался с ребятами, отвечал на их письма, советовал им, как дружить, что читать, как писать книги, как собирать марки, что должны делать пионеры.

 Алексей Максимович был редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние», стремился, чтобы дети могли прочитать лучшие книги советских и зарубежных писателей, чтобы авторами детских книг становились лучшие писатели нашей страны. Горький написал и про воробьишку - о птенчике Пудике, который не слушал маму и чуть не погиб в лапах кошки, и про юного рыболова. О своем детстве, о скитаниях деда Архипа и Леньки. Рассказал Горький и о веселом сорванце Пеле («Сказки об Италии»). Всего им создано шесть сказок: «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай с Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Про Иванушку-дурачка» (1918), «Яшка» (1919).

drg3  На очередном занятии кружка «Во имя добра», ученики 2-х классов КОГОАУ СШ встретились с морем вместе с одним очень хорошим человеком Евсейкой. Сказка «Случай с Евсейкой» была впервые опубликована в 1912 г. в журнале «День». В сказке заключен обширный познавательный материал, поданный поэтично, в занимательной и доступной детям форме. «Случай с Евсейкой» – прекрасный образец литературной сказки особого типа – научно-познавательной.

 В начале занятия познакомились с интересными фактами из трудного детства писателя; выяснили значения слов, которые встречаются в поучительной сказке «Случай с Евсейкой». На протяжении всего мероприятия поочерёдно проходил показ видео-презентации, выразительное чтение детьми по ролям отрывков из сказки.

 Знакомство с морскими обитателями прошло в форме игры: вставить подходящие слова из текста в предложения.

 Реальное и сказочное в сказке Горького своеобразно переплетаются. Писатель очеловечивает животный мир: морские обитатели думают и разговаривают. Горький не подражает народной сказке, свободно и гармонично он вводит в сказочный сюжет реалистические персонажи (лангустов, актиний, морских лилий, рака-отшельника, морскую черепаху, краба, голотурию, сепию, рачков, синофоров, креветки), сравнивает их с различными предметами: голотурии – плохо нарисованные поросята; актинии – вишни, сепия – каракатица, мокрый носовой платок; сифонофоры - «злые» медузы» и т.д.

 А Евсейку морские обитатели приняли за чудище: «Как он может жить на свете без усов и чешуи? Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои! Не похож он ни на рака, ни на нас – весьма во многом. Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?». Этот отрывок прочитали способом «птичий базар» (с ускорением, сердито, весело, выразительно).

Евсейка тоже многому удивился на дне морском: «Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!», Евсейка обиделся: «Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек...».drg4

Необычно мальчик объяснил рыбам, что такое папа: «Так себе… Вроде меня, только – побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый…».Несмотря на то, что его могут съесть рыбы, он не заплакал, Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слёз не видно, и решил, что не стоит плакать. Он сумел справиться со страхом, старался «смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него».

 Но где же лучше в море или на земле? Как возвратиться на берег? Помогла находчивость Евсейки, он предложил рыбе играть, и рыба его подтащила наверх, а там уже Евсейка сам выскочил. Евсейка добрый мальчик, сообразительный и, конечно, большой фантазёр.

 Дети участвовали в конкурсах на умение внимательно читать текст и запоминать прочитанное: «Так ли говорится в тексте?», «Выбери нужный ответ!» (о героях сказки).

 Горький использует известный в детской литературе приём: необычное приключение с Евсейкой происходит во сне. Но читателю трудно увидеть эту грань между сном и реальностью.

 Что же в сказке, рассказанной М. Горьким, вымысел, а что могло быть на самом деле? Это рассказ или сказка? Быль или небылица? На эти вопросы даны разные ответы: «Это сказка, так как животные разговаривают»; «Это рассказ, только неправдивый, выдуманный, потому что животные реальные, только умеют разговаривать», «Небылица - потому что этого на самом деле не могло случиться»; «Быль – потому что мог присниться на самом деле такой сон» и др.

drg2  Подводя итоги, дети оценили события, поступки героев и решили: Евсейка правильно повел себя в необычной для него среде, не стал ссориться с морскими обитателями, не обижал их, а с рыбой пытался подружиться. Всего в одном небольшом эпизоде из жизни мальчика раскрываются его лучшие качества. Писатель показывает и поведение Евсейки, и его мысли. Мальчик находчив и решителен. Оказавшись в опасной ситуации среди хищных обитателей подводного царства, он ищет возможность скорее вернуться на землю.

Жить лучше там, где мы родились, где наш дом: рыбам – в воде, а людям – на земле – вот о чем заставляет задуматься эта небольшая добрая научно-познавательная сказка!

Заведующая Лузской детской библиотекой Наталья Мельчакова

Яндекс.Метрика