Библиотека
Дата и время

IX - е  УСТЬНЕДУМСКИЕ ЧТЕНИЯ

«1918-2018. Перекресток времен: страницы истории и духовные традиции».

     В год, когда Церковь отмечает 1030-летие Крещение Руси, наша неброская северная земля, хранимая молитвами преподобного Леонида Устьнедумского, уже в девятый раз собрала уважаемых гостей и преданных друзей на ставших традиционными краеведческих православных чтениях "Усть - Недумские встречи". Пробуждение интереса земляков и жителей к культурно-историческому и духовному наследию Лузского района привлекает внимание и с каждым годом возрастает. Да и тема чтений соответствует сегодняшнему времени: «1918-2018. Перекресток времен: страницы истории и духовные традиции».

  Лупанова С новыми фактами из истории Усть-Недумского Введенского храма познакомила начальник отдела научно-справочного аппарата Государственного архива Кировской области И.Б.Лупанова. Работая с архивными документами, Ирина Борисовна привела некоторые сведения из летописи Усть-Недумской Богородицкой церкви, хранящейся в Велико-Устюгском архиве Вологодской области за период с 1868-1895 гг. В течение нескольких десятилетий в приходе церкви велись летописи, в которых фиксировались представления о прошлом, события повседневной жизни, история церкви, страны в целом. Церковно-приходская летопись отражала менталитет приходского духовенства, фиксировала многие стороны общественного сознания прихожан, в первую очередь, крестьян. Из них можно узнать о церковных зданиях, количестве земли, о строительстве и переустройстве церкви, о ее внутреннем убранстве, о священно- церковнослужителях и о многом другом. Например, в 1877 году на колокольне были установлены «древние, боевые часы, возраст которых уже в то время насчитывал более 100 лет». Прихожане заботились о гробнице преподобного Леонида «в 1872 году на средства благотворителей устюгским мещанином Андреем Архиповым была сооружена резная сень, покрывавшая гробницу», получен «бронзовый высеребренный киот для древнего напрестольного кипарисного креста, выложенного золоченным басманным серебром с чеканными серебристыми клеймами». Этот крест значился в описании монастыря, составленной в 1633 году и можно полагать, что использовался еще самим основателем - преподобным Леонидом. Изучая летопись, предстоит открыть еще много неизвестных страниц из истории монастыря и жития преподобного.

   Двадцатый век очень не простой в судьбе нашей Родины, страны и народа. Каждый верующий знает, что его вера будет подвергнута испытанию. Библия на этот счет не оставляет никаких сомнений. Испытаний не избежит никто. Задается вопрос: А зачем нужны испытания? Какой в них смысл? История земного пути монахини Елисаветы (Видякиной) игуменьи Покровско-Богородицкого женского монастыря, веры, испытаний, выпавших на долю этой женщины, была рассказана Н. В. Шевелевой, зам. директора Кировского экономико-правового лицея. Женский Покровско-Богородицкий монастырь близ Пищалья начал действовать в 1908-м, а закрыт был в 1924-м. Основали его две бывшие насельницы Знаменско-Мариинского Яранского монастыря – Екатерина Ивановна Видякина и Татьяна Алексеевна Савиных. Надежда Викторовна с искренним состраданием поведала о судьбе монастыря, о монахинях, жизнь которых была наполнена трудом и служением Богу и у большинства завершилась трагически после установления советской власти, когда на смену вере пришел воинствующий атеизм.

   Не менее трагической сложилась судьба архимандрита Сергия (в миру - Василий Петрович Савельев), о которой рассказали Елена Геннадьевна Летовальцева и Наталья Александровна Маурина, коллеги из Пинюгской библиотеки семейного чтения им. А.И.Суворова. В середине 20-х годов в Москве образовалась православная община, получившая благословение у архиепископа Филиппа (Гумилевского). Ее члены были тогда совсем молодыми - старшему из них, будущему архимандриту Сергию (Савельеву), не исполнилось и двадцати пяти лет.  Не просуществовав и нескольких лет, в 1929 году община, была разорена - общинники были арестованы, заключены в лагеря, сосланы в отдаленные ссылки. Но именно в этом гонении они увидели особое Божье благословение, переписывались, отправляли посылки, устраивали свидания, поддерживали друг друга, помогали нести жизненный крест. 2 июня 1931 года, находясь в Пинюгском лагере, Василий принял монашеский постриг и имя в честь преподобного Сергия Радонежского. Вступив на монашеский путь, о. Сергий берет полную ответственность перед Богом за родную семью. В своих письмах родным он напишет: «Отдай на это все силы, а, если нужно, то и жизнь... Когда у вас тишина и единомыслие, тогда у меня радостно на сердце, а когда нестроения, тогда мрак подавляет меня... Живите сердцем так, как будто вы живете не в миру, а в монастыре. Только монастырь ваш не за каменной стеной, а раскинут по всему белому свету». О судьбе священника, прожившего в бесчисленных лишениях и испытаниях, но одновременно наполненной любви к Богу и Святой Церкви, участники чтений слушали со слезами на глазах.

   Тема следующего доклада «Политические репрессии в Верхнелалье» была успешно раскрыта автором, краеведом из Сыктывкара Николай Михайлович Токмаковым. Изучение архивов по истории села заставило обратить внимание исследователя на волну политических репрессий, которая прокатилась по Лузскому району. Репрессии против духовенства проводились в стране с 1917 по 1950 год. Но больше всего лальских священнослужителей пострадало в 1937 году. Арестованные священники после предъявления им обвинений содержались в Великоустюжской и Котласской тюрьмах, далее были переведены в лагеря. Арест церковного причта привел к тому, что решением районных властей была закрыта Михайло-Архангельская церковь в с. Верхнелалье, ценные предметы описаны и вывезены, иконостас разобран, золотое покрытие смыто и отправлено в казначейство, часть утвари была сожжена, колокол снят и увезен в металлолом. Сейчас спустя три четверти века жители Верхнелалья пытаются спасти церковное здание от разрушения и вернуть доброе имя тем, кто с горячей молитвой, благоговейно и самоотверженно отдавали себя служению.

Каждый человек несет свой крест. Каждая история жизни уникальна и неповторима. О судьбе Урванцевой Марии Сергеевны, которая еще в младенчестве была благословлена императрицей Александрой Федоровной, рассказала зав. выставочным залом Лальского историко-краеведческого музея Светлана Николаевна Логинова.

   Тему дарителей и жертвователей для храмов Лальской округи «Всякое даяние да будет благо» озвучила заведующая сектором Лальского районного краеведческого музея Юлия Феликсовна Страздынь. Пожертвования в храм в виде богослужебных книг, книг для душеполезного чтения, а также в виде вещей, которые употреблялись в церкви, например, чаши, свечи, вино, ткань, масло для лампад приносили не только зажиточные жители Лальска, но и крестьяне. Пожертвования даже могли быть принесены храму в виде земельного участка. Самыми щедрыми благотворителями были семьи Сумкиных, Прозоровых, Савватиевых, Шестаковых. К благотворительности относились не только как к средству общественного благоустройства, но, преимущественно, как к способу нравственного совершенствования и делу спасения души.

   Обаянием древности окутан город Сольвычегодск: старинные храмы, каменные палаты купцов. Река Вычегда одарила город живописными пейзажами, чистым воздухом, приветливостью своих берегов. Появление в XV веке первых поселенцев на берегу Соляного озера у реки Усолки было связано с соляным промыслом и с появлением в этих краях деятельных и предприимчивых людей Строгановых. Тех самых, без которых невозможно представить себе Россию 17-19 веков. Развивая в городе различные ремесла, в том числе и художественные, Строгановы внесли значительный вклад в историю русской культуры, в строительство храмов и в их благолепие. Увлекательную историческую экскурсию для всех слушателей чтений к истокам основания и строительства выдающихся храмов северного зодчества старинного городка, а так же их духовной жизни, нелёгкой доле настоятелей и прихожан во времена гонений, разрушения и возрождения из руин, провела Марина Алексеевна Щеголихина, краевед из Котласа. Галина Александровна Подойницына, поэтесса из с. Шипицыно Котласского района рассказала о возрождении на Туровце праздника Туровецкая Конная. Через века прошел к нам праздник Туровецкой Конной, как и в старину со всей страны съезжаются в этот день многочисленные поклонники святого места. «Однажды на лошадей напал мор по всей округе, на Туровце отслужили молебен, и случилось чудо, болезнь отступила. Этот день назвали Туровецкой Конной». Издавна праздник Конная посвящается лошадям. В этот день служится молебен, чтобы уберечь коней от болезней, устраиваются ярмарки, поминают усопших.

Чтения, прошедшие на одном дыхании, завершились вручением дипломов. По окончании чтений можно было познакомиться с выставкой о судьбе священнослужителей Лузского района «Русь покаянная».

   В этот же день гости и участники чтений посетили старинный Лальск с его древними соборными храмами, кладбищенским некрополем и краеведческим музеем. А на следующий день смогли принять участие в праздничном богослужении, посвящённом памяти преподобного Леонида Устьнедумского во Введенском храме д. Озерской, приложиться к мощам преподобного, окунуться в святой речке Недуме и с легкой грустью при расставании ждать новой встречи.

   Н.В.Лычакова, директор Лузской БИС

Яндекс.Метрика