Библиотека
Дата и время

  Творчество Г.И.Суфтина.

Писатель Заполярья и Русского Севера.

 

Георгий СуфтинАктивный, творческий и неугомонный характер не давали Георгию Ивановичу Суфтину сидеть без дела. Окончив курсы киномеханика, в 1924 году он приехал в родную деревню с киноаппаратом «Паэт-Русь», чтобы показать своим землякам фильм «Легенда Чёрных скал». А дальше совершает длительные поездки по деревням и сёлам со своей кинопередвижкой. Он не только демонстрировал фильмы, но после сеансов, разобрав и почистив аппаратуру, подолгу разговаривал с крестьянами о новостях техники, о религии, о колхозах, поражая своей начитанностью и грамотностью. И с удовольствием замечал, что к его словам прислушиваются, часто обращаются за советом.

 В этот период Георгий Иванович пишет ещё и статьи в великоустюгскую молодежную газету "Ленинская смена", где рассказывает о своих впечатлениях от поездок. Не забывает и свою деревню - комсомольцы во главе с Суфтиным выпускают стенгазеты на злободневные темы. За глаза его частенько называют «селькор», и побаиваются острого суфтинского словца. Активное участие в бурной жизни послереволюционной деревни дало впоследствии писателю драгоценный материал для творчества.

 Вскоре его назначают на должность секретаря газеты "Ленинская смена" в г. Великий Устюг. Через год его переводят в губернскую партийную газету "Советская мысль", где он проходит путь от репортёра до ответственного секретаря. Пробует себя в художественной литературе.

 Энергичного, любознательного и к тому же романтически настроенного молодого Суфтина влечёт суровое и неизведанное Заполярье, и в 1932 году он приезжает в Нарьян – Мар опытным журналистом, поразившим своих новых товарищей начитанностью, грамотностью и разносторонними знаниям. Георгия Ивановича назначают редактором газеты Ненецкого округа "Няръяна вындер", одновременно он становится одним из организаторов литературного объединения "Заполярье", одноименный альманах которого выпускался им при редакции газеты.

 Это были годы открытия нового для него мира заполярной тундры и её обитателей - ненцев. Тундра и её коренные жители произвели огромное впечатление на Суфтина. Он открывал и дарил миллионам жителей России, суровый и прекрасный мир «своей» тундры. Мать-земля называют её ненцы – народ, мудро и мужественно проживший тысячи лет, кочуя на её неохватных пространствах; народ, сохранивший свой, «сквозь вьюги лет пробившийся язык», а с ним свою историю и фольклор.
Георгий Иванович изначально занимал особое положение среди коллег - журналистов: видел мир, воспринимал его по- ненецки, а писал – по-русски. Из дальних командировок к оленеводам Большеземельской и Карской тундр он привозил не только материалы для газеты, но и стихи для поэтических сборников, замыслы будущих рассказов и повестей, которые позднее будут изданы отдельными книгами.

 Уехав из тундры, Суфтин на тридцать лет судьбой и сердцем оказался связан с Архангельском, 20 из которых работал в архангельской газете «Правда Севера», оттачивая профессиональное мастерство.

 Помимо журналистской работы Г. Суфтин занимался литературным творчеством. В газете он публиковал свои фельетоны, басни, пародии под псевдонимами Юрий Лузяк, Егор Беломор и Парфен Груздев. Он ездил в командировки как журналист, а впечатлений хватало на всё: поэзию, прозу, публицистику.

 В 30-40 годы писал преимущественно стихи. Богом данный талант позволил воплотить ему в поэзии чувства и мысли своих земляков.Судьба и творческий путь Поэта не бывают простыми. С большим трудом удавалось ему выпускать редкие поэтические сборники.

  Первый сборник его стихов вышел в 1940 году. Большинство стихотворений навеяно впечатлениями о пребывании в ненецком округе. Многие из них проникнуты мотивами легенд и сказок ненецкого народа. В стихах звучит любовь к исконным жителям тундры, уважение к их труду, к их нравам и обычаям. Всё это говорит о сокровенном характере своей связи с Севером, пространство которого становится внутренним пространством его души.

 Удивительный, поэтический, волшебный образ Севера возникает во многих стихотворениях. Его стихи неброски, как краски Севера. Они то тихи и спокойны, как рассветы над июльской Печорой, то порывисты и тревожны, как гуляющие по Заполярью вьюги. Тепло, с нескрываемой болью пишет он деревенский быт, людей села, деревню с искренней верой в ее пробуждение.

 Второй сборник вышел  в 1947 году. Это стихи о новой деревне, о природе, о любви, о жизни города, о Великой Отечественной войне, о героизме бойцов Советской Армии, о моряках, о взрослых и детях. Любовь и боль по жизни рядом идут; как нежность и жестокость, как верность, преданность и коварство, как счастье и, тоска.

 Шамиль Загирович Галимов, литературный критик, вспоминает: «Решающей вехой в творческом развитии Суфтина является, на мойГ.Суфтин, След голубого песца взгляд, год выхода первого сборника рассказов «Заполярные встречи»(1951 год), который явился подступом к созданию более глубокой и развёрнутой художественной картины-повести «След голубого песца». В книге рисуется история революционного преобразования народов Крайнего севера...это правдивый и яркий рассказ о трудной жизни Ясовея, о судьбах ненецкого народа...».

 Красота и сказочность северной природы заворожили писателя, и впоследствии пейзажи родных мест воссоздадутся им в романе «Макорин жених», которое было издано в 1960 году. Это лучшее произведение Г.И.Суфтина. Он дает живую, развернутую картину деревенского утра перед началом обычного трудового дня, обстоятельно описывает утренние занятия крестьян, включая в незамысловатый будничный сюжет диалоги и внутренние короткие монологи.Г.Суфтин, Макорин жених

 Душевная теплота, с которой автор говорит о своих героях - тружениках, его пристальное внимание к их жизни, участие в ней выводят за рамки рифмованного рассказа, на просторы малой родины, воспринимающейся как неотъемлемая часть Отечества. В романе прослеживается жизнь округа деревни Каравайково, начиная с 20- х годов до послевоенного времени. Деревня Сосновка (это Большой Двор - родина писателя), посёлок Сузём...Что-то таёжное чувствуется в самих названиях этих мест, где действуют герои.Своеобразный северный колорит, коренной русский быт, коренное русское слово, коренные русские люди...Его своеобразные поговорки привлекают ещё и ещё перечитывать роман «...тут побасёнками закусывают, слухами обедают, а на ужин, случается, и песню подхватят».

 По-своему этот роман автобиографичен. Здесь чётко показана жизнь не только его родной округи того времени, но и жизнь его семьи нескольких поколений. Узнаваемы названия сёл и деревушек - Овсянка и Залисье, Учка и Мотовилиха, Зеленино и Верхотурье... Читая этот роман, в одном из героев можно узнать в образе Митьки молодого Георгия Ивановича. Описанные события нам знакомы по рассказам старожилов, некоторые из которых и до сих пор живут в деревне Большой Двор. Ширяева Галина Семёновна часто вспоминает, как работала в кожевенном кооперативе, останки которого видны и сейчас на речке Палуй (в романе речка названа Лисёнкой).

 Это книга о людях Севера, о северной лесной деревне. В ней рассказывается о нелегких судьбах, о большой и трудной любви. Сохранять, развивать, возрождать язык, культуру, бытовые, духовные традиции – значит сохранять жизнь народа. И у Георгия Ивановича это получилось.Г.Суфтин, Семейный секрет

 Последнее законченное произведение Георгия Ивановича «Семейный секрет» было издано в 1961 году. Автор увлечённо рассказал о великоустюжской черни по серебру, о семейных традициях. Основной персонаж произведения - черновых дел мастер Павел Уткин. Когда он ещё мальчонкой потянулся к черневому ремеслу, он впервые понял ,что чернение- большое искусство, и, как всякое искусство, требует не только сноровки, но и огромного труда, упорства, знаний.

 Вся жизнь Геория Суфтина, вся его биография – это многотрудный подвиг. За свой самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны Георгий Иванович награждён медалями «За оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.».

 Самобытный писатель и умелый организатор, он много сил отдал возрождению в Архангельске едва ли не единственной тогда на Севере писательской организации. Г.И.СуфтинС середины 50-х до начала 60-х организацию возглавлял Георгий Иванович Суфтин.

 Он не дожил до своего 60-летия всего один месяц...Даже когда он сильно болел, но болезнь ненадолго отступала, он всё еще работал. Друзья Георгия Ивановича считают, что он был счастливым человеком, который выразил себя в слове, при этом никогда не болел звездной болезнью. Он прожил долгую творческую! жизнь, за которую выпустил несколько книг, где открыл уникальность и самобытность русской северной культуры.

 Таких людей помнят и знают. Жители Архангельска в память о Великом человеке Севера одну из улиц переименовали в улицу имени Г .И. Суфтина. Это дань памяти хорошему и талантливому человеку.

 Савинская библиотека бережно хранит и собирает материал о жизни и творчестве земляка. Также бережно хранит и воспоминания о нём, нам дорого всё, что мы имеем. О нём слагаются строки. Его малая родина запечатлена в картине местного художника Владимира Егорушина .

 Родственники не забывают Георгия Ивановича и посещают нашу библиотеку, чтобы узнать новые интересные факты из его жизни.

 Сам же Георгий Иванович говорил: «Хотя моя родина вошла в состав Кировской области без меня, но я все же чувствую себя кировчанином, потому что люблю свой Большой Двор, свой тихий Лальск, великолепную реку Лузу и малюсенькую с таким нежным названием речонку Лалу».
«Здесь пахнет березой и хлебом,
Здесь леса стоят стеной,
Тихая малая родина,
Скромный Большой Двор мой.
Здесь невысоки домики,
Речка неширока,
Люди – богатство главное
Исстари и навека...»
 Его здесь помнят и знают. Благодарные читатели снова и снова будут перечитывать его книги. Это выражение народной признательности, глубокого уважения...


Н.В.Нелюбина, заведующая Савинской сельской библиотекой им.Г.И.Суфтина.


Яндекс.Метрика