О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ И ОБЫЧАЯХ ВЫМЧАН
Своими воспоминаниями о деревенском укладе жизни, православных праздниках и обычаях жителей вымской и грибошинской округи делится Андрей Евгеньевич Мельчаков, уроженец д.Вымск, Лузского района Кировской области, а ныне житель г.Омутнинска.
В нашей округе праздники были распределены между «верхом», «низом» и Вымском. Вымск, Кузьмино, Клюкино принимали гостей на 7 ноября. К празднику тщательно и обстоятельно готовились: варили пиво, кисели, ставили холодец, пекли разные пироги, жаркое, варили щи и прочее. Я уж не говорю о шаньгах с разной начинкой и колобушках.
Шаньги - это не то, что нынче называют ватрушками. У наших шанег тонкое, широкое дно из сдобного теста с небольшими закатанными краями. На них накладывали разнообразную начинку. После выпечки хозяйки отмазывали свои изделия заячьей лапой или перышками, окуная их в топленое масло. Вот пишу об этом и улыбаюсь, чувствуя во рту вкус. У матери еще получалось очень вкусное печенье – пряженники. Пекли их на «поденье» (поденье – это остатки после перетопки масла). Домашнее пиво после процеживания переливалось в лагун. Лагун – небольшой бочонок с крышкой и отверстием внизу для сцеживания пива перед подачей. Отверстие затыкалось деревянной пробкой.
Гости приходили целыми семьями на два-три дня. На хозяйстве оставались бабушки или соседи, у которых не было родственников. Удивительно, но за столом собиралось человек 20. После обеда длинные, обстоятельные разговоры, затем чай, небольшой отдых, ужин, снова разговоры и располагались на сон. И опять - всем находилась постель. Напившихся не помню, все мужики «знали» себя. К концу второго дня уставали и от питья и от еды, и, как правило, часть родственников возвращалась домой, или навещала других близких. На Первое мая и «низ» и «центр» ходили «вверх», а где-то в конце июня - «вниз», в Грибошино.
Разумеется, престольным праздникам отводилось достойное внимание. Весной, когда деревня отмечала Пасху, старшие ребята ставили большие качели. Однажды я наблюдал процесс от и до. Ставились из связанных длинных жердей «ко́зла», затем кто-то забирался на них и веревкой подтягивал перекладину, на которой уже были надеты две деревины, перевитые лозой снизу для упора ног - и качель готова. Была она довольно высокой, метров 7-8. Затем парень и девка становились на перевязь и начинали раскачиваться. Ухарство состояло в том, чтобы качель поднималась под прямым углом к земле, и тогда девичий визг было далеко слышно. В тот день с качели сорвался Толя «Костич». Его долго «отхаживали», хотели везти в больницу, но все обошлось.( см.Картина художника А.Степанова «Деревенские качели»).
Троица отмечалась в деревне обязательным украшением крылец, да и всего жилища ветками зеленой березки. Их вплетали даже в дуги для упряжки лошадей.
Ну и, конечно, запомнилось Яичное заговенье. Его отмечают именно в нашем обширном регионе. Обязательно красили в луковой шелухе куриные яйца. Потом и молодежь и взрослые «тянулись» на поляну под Борисово. Основной забавой было скатывание яиц по деревянному лотку так, чтобы яйцо докатилось до предыдущего и его коснулось. Победитель забирал выигрыш, иногда достаточно много. Была и другая забава, яйца ударяли друг о друга и разбитое яйцо забиралось. Ходил рассказ, что однажды поймали парня с деревянным окрашенным яйцом. «Умельца», разумеется, побили. На поляне была торговля, хорошо помню вкус морса, разноцветные карамельки необычайного вкуса.
Почитался у нас и Петров день 12 июля, после него начинался сенокос. Помню присказку «Посредине летичка, да на Петров денек». По улице в сторону Кузьмино шли парни и девушки. Не помню, как одевались парни, но девушки почти все были в разноцветных атласных платьях. Издалека это казалось очень красивым. Шли шеренгами. Может и преувеличиваю, но мне казалось, что шло не менее полста человек. Шеренга во всю ширь улицы, а шеренг бывало по 5-6. Почти в каждой - гармонист. Вся молодежь отправлялась на «поляну» - лужок рядом с д. Борисово, от Вымска, наверное, километров восемь. Гуляли там долго. Потом неделю вспоминали, как парни, помня старые обиды, квасили друг другу носы. (см. фото из открытых источников - зачин, или начало сенокоса на Петров день).
2 августа отмечался Ильин день, а вот после него начинали убирать хлеб. Я еще захватил молотьбу хлеба цепами. Разложенные снопы привозились из суслонов (суслон - сложенные по кругу в три этажа снопы). Их держали на поле, чтобы зерно подсохло, но не осыпалось, до этого женщины, опять же женщины! жали поле серпами, связывали снопы и складывали их в суслоны. Так вот, в большом помещении снопы раскладывали в два ряда колосьями друг другу, затем мужики и женщины колотили цепами. Цеп представлял собой палку метра полтора, к которой крепилась веревкой более короткая палка. Зерно высыпалось на глиняный пол, его собирали и отправляли на сушку в овин. Овин представлял собой шалаш, как правило, над ямой. В очаге раскладывался огонь. На полки высыпали зерно, и оно сушилось. Случалось, что овины загорались, поэтому их строили на отшибе от изб. А что делали с зерном дальше? А его чистили на веялках, у которых крутили ручку, ветром от вентилятора шелуха отлетала, а на решетках, которые тряслись, убиралась и земля. Веялки или еще более сложные триеры стояли у колхозных складов, и мы частенько развлекались, крутя их ручки, за что нам попадало от взрослых. Понятно, что не все могли воспользоваться услугами веялки, тогда на ветру зерно сыпалось из емкости на подстилку, и ветер относил примеси. Так что, хлеб готов? Неет. Зерно еще надо было смолоть в муку. Почти в каждом доме были ручные самодельные мельницы. Представляли они из себя два широких деревянных блина, жернова, в которые по кругу были вбиты железяшки, жернова ставились друг на друга, скреплялись осью, в верхнем жернове было еще широкое отверстие, куда засыпали зерно, верхний жернов крутили за ручку: и вот уже мука сыпалась по кругу из-под нижнего жернова.
Начал я писать о праздниках, а закончил описанием сельскохозяйственных работ. Это закономерно, ведь на деревне праздника без труда отродясь не бывало, да и не будет.
А.Е.Мельчаков