«Царь» лесного пейзажа.
К 190-летию художника И.И.Шишкина.
В 2022 году исполняется 190 лет со дня рождения И.И.Шишкина (1832-1898), художника - пейзажиста огромной жизнеутверждающей силы, великолепно знавшего природу России.
Родился Иван Иванович Шишкин 25 января 1832 года в городе Елабуге на реке Каме, в Вятской губернии (нынешняя территория Татарстана). Вырос он среди величественной и суровой природы и с детских лет полюбил её. «Мне иногда кажется, что старые березы и сосны беседуют со мной», - говорил он.
Отец художника — купец-хлеботорговец выделялся из своей среды широкими культурными интересами. Он изучал свой родной край, о котором составил «Записки достопримечательностей разных». Отец, «елабужский Кулибин» кроме прочих своих бесчисленных умений хорошо резал по дереву и камню. Дед Шишкина выделывал тонкие изделия из серебра, за что был прозван Серебряковым. Яркая личность отца, народное прикладное искусство, которое очень любили в доме, а главное — сказочное очарование елабужских лесов пробудили у Шишкина любовь к родному краю, понимание красоты и богатства окружающей природы.
Детское увлечение рисованием перешло в непреклонное решение учиться живописи, в 1852 году Шишкин поступает в московское Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Петербургскую Академию художеств. Золотые и серебряные медали отмечают успехи молодого пейзажиста.
Блестяще окончив академию, Шишкин получает право на заграничную командировку. Он работает в Мюнхене, Цюрихе, Женеве, Праге, Берлине. Его произведения изумляют иностранцев, а Дюссельдорфский музей даже приобретает их. Хозяин магазина картин в Дюссельдорфе бережно хранил рисунки Шишкина: «Вот вещи, которые я никогда никому не продам, потому что им нельзя назначить цену!».
Шишкина влекло раздолье русских полей. В 1865 году он вернулся на родину. Для него природа была прекрасна сама по себе и не нуждалась в приукрашивании. Отсюда поражающая простота его пейзажей и национальное своеобразие. Художник безошибочно рисовал и знал расцветку коры, мхов, расположение ветвей и листвы любого дерева. Он знал природу не только как художник, но и как учёный – ботаник. «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек - школа» - так высоко оценил уникальность его творчества И.Н.Крамской.
Мастерство Шишкина сказалось в передаче солнечного света, ощущения дождя, тумана, сумерек. Его картина «Сосны, освещенные солнцем»(1886) напоена солнцем и согрета сухим, смолистым воздухом соснового леса. Прекрасно передано ощущение летней жары в освещенных солнцем медно – красных стволах сосен, покрытых снизу зеленоватым мхом, густые фиолетовые тени, отбрасываемые ими на траву, скользящие по поляне прозрачные полутени, уходящее в глубину пространства.
В картине «Утро в сосновом лесу» (1889) Шишкин как бы ведет зрителя в лесную чащу, где под присмотром медведицы резвятся медвежата. Перед нами жизнь природы в местах, где еще не ступала нога человека. Ощущение красоты девственной лесной чащи усиливается поэтическим мотивом раннего утра. Голубоватый туман еще окутывает стволы сосен, и только вершины их освещены лучами восходящего солнца.
Прославлению могучих сил русской природы и эпической красоты родной земли посвящена последняя большая картина художника, «Корабельная роща»(1898). Как бы возвращаясь к дням своей юности, к детским впечатлениям от лесов родного края, Шишкин создает монументальное полотно с гигантами - соснами, точно подпирающими ветвистыми кронами само небо. Это своеобразный итог многолетнего творчества великого художника.
Много печалей выпало художнику в жизни: дважды он был женат, и обе грячо любимые жены рано ушли из жизни от тяжелых болезней. Вторая его жена, Ольга Антоновна Лагода, была талантливой художницей, и умерла через год их совместной жизни, вскоре после рождения дочери. "Сердце замирает от боли", - писал живописец друзьям. И каждый раз, переживая отчаяние, он уходил работать над очередным пейзажем в лес.
Шишкин работал до последней минуты. Он скончался 20 марта 1898 года. Смерть застигла его с углем в руках перед белым холстом, где зарождалась новая картина. «...Он упал, как могучий дуб, пораженный молнией», - писал один из критиков, пользуясь любимым образом живописца.
К сожалению, некоторые полотна «царя» русского лесного пейзажа были утрачены или имеют неизвестное местонахождение. Например, произведение, созданное мастером за год до смерти «На опушке соснового леса», как и ранее его картина «Сумерки», было продано на аукционе Sotheby's в 2016 году.
Но все же основная часть искусства И.И. Шишкина хранится в Третьяковской галерее, в Татарстане и других региональных художественных музеях. Картины, о которых когда – то в сумрачных елабужских лесах далёкой Вятской губернии мечтал живописец, и сегодня с нами.
Подготовила Г.Ширяева, библиотекарь Лузской РБ им.В.А.Меньшикова
Использована литература:
С веком наравне. Рассказы о картинах / сост. Л.А.Вагнер.- Москва : Мол. гвардия, 1965.- 320 с.: цв.ил.
Жукова, А. Лесной богатырь – художник . К 150-летию со дня рождения И.И. Шишкина // Юный художник.- 1982.- №2.- С.36-41.