УЧИТЕЛЬ - ЗВАНИЕ ВЫСОКОЕ.
Воспоминания В.А.Алферова
Год две тысячи двадцать третий, объявленный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Годом педагога и наставника и активно проводящийся в стране, всколыхнул в памяти воспоминания о школьных буднях моего времени, заставил еще раз с благодарностью вспомнить своих учителей, которые научили меня не только читать, писать и считать, но и преподали бесценный урок любви к Родине, своему краю, семье, уважения к людям, живущим и работающим на своей земле, растящим детей, продолжающим традиции предыдущих поколений.
Слово о первой учительнице
Осенью 1955 года мы с одноклассниками, накануне завершившими обучение в начальной школе, перевелись в пятый класс. Расставание с нашей первой учительницей Антониной Михайловной Шатковой было грустным, не сразу мы привыкли к череде сменяющих друг друга преподавателей, у каждого из них был свой предмет разговора, своя манера преподавания и общения с нами. Далеко не всё нам нравилось в этом «хороводе». Антонина же Михайловна была нам, как мама, строгая и, одновременно, очень добрая. С ней мы встречались каждый день на протяжении четырех лет, внимательно её выслушивали, любили интересные рассказы из жизни животных и птиц, отрывки литературных произведений, сказки, стихи и басни, которые в её исполнении приводили нас в восторг и легко запоминались. Она никогда не повышала свой голос, реагируя на выходки отвязных мальчишек, умела быстро и аккуратно привести любого в чувство. Даже рисовать бесконечные палочки в тетрадках под косую линейку было, под ее руководством, не очень скучно. Она создала такую обстановку в классе, что мы сумели быстро сдружиться и все четыре года «началки» были единым коллективом на уроках и на занятиях вне класса, хотя среди нас были разные ребята, кто-то из многодетных семей, приходившие в школу из близлежащих деревень, рано познавшие крестьянский труд и привычки старшего поколения, далеко не все благородного свойства, были в классе «свободолюбивые» воспитанники детского дома, и «вольные» ребята из райцентра, оставшиеся без родителей. Но Антонина Михайловна всегда достойно управлялась с классом, не прибегая к окрикам, наказаниям и вызовам родителей. Она и впрямь была мамой моего друга одноклассника Кольки Суханова, но её ровная, одинаковая ко всем строгость, никогда не выделяла его из общего коллектива и не создавала в классе домашней атмосферы. Многим ученикам вообще было невдомёк об их родстве.
На память приходят разные смешные и грустные истории из школьной жизни, которые Антонина Михайловна легко и спокойно обращала либо в шутку, либо преподавала таким образом всем нам жизненный урок. Толя Назимов и Ваня Калинин приходили в любую погоду в школу пешком из деревни Репино (это на противоположном берегу реки от посёлка Таврического). Не только школьных, но и вообще автобусов, мы тогда и в глаза не видели.
Зимой даже в небольшой мороз этот путь ребятам обходился непросто, а что касается путешествия в настоящую северную стужу и пургу, это вообще отдельная песня. «Ой, весь я закипел!» - зайдя в класс, говорил Ваня. Мы понимали, что он имел ввиду, наши бабушки нередко так же выражали состояние, когда очень замёрзли на улице. Антонина Михайловна улыбнулась и разъяснила всем нам, что это выражение звучит прямо противоположно тому состоянию, которое Ваня испытывал на самом деле. По-русски так говорить нельзя, слушатели не поймут, если они – не бабушки.
Однажды Толя принёс в класс патронный капсюль из охотничьих припасов отца, вмял в него хлебный мякиш, проткнул им перо ученической ручки и тайком опустил это приспособление на пол в проходе. Раздался резкий и очень громкий щелчок, мелькнула искра и поднялась струйка дыма. Все вздрогнули, в том числе и учительница, рисовавшая что-то на доске, кто-то взвизгнул, потом повисла тишина. Когда класс успокоился, Антонина Михайловна спросила, кто это сделал. Все притихли, но долго Толя не отмалчивался и поднялся из-за парты. Учительница очень строго сказала, чтобы все услышали, что такое поведение в школе совершенно недопустимо, предложила ему выйти из класса и проводила к директору. Больше Толя в школе не появился, завершив на этом свой путь в науку. Отец его и завРОНО согласились, что ходить в школу за пять километров в лютый мороз, дождь, грязь, снег, плохо себя вести в классе и получать двойки с редкими тройками смысла не имеет. «Пора ему на паузок», - сказал отец, заведовавший переправой в районе деревни Коншево.
Таких эпизодов в классе больше не случалось, хотя за пределами школы мы – мальчишки в своих играх в «тимуровцы, полярники, партизаны, казаки – разбойники», широко применяли различные самопалы, поджигухи, и другие самодельные «огнестрелы» на базе спичечной селитры. Особым шиком озорника был большой амбарный ключ на одном шнурке с тупым гвоздём. Ключ набивался селитрой, закрывался этим гвоздём и в нужный момент ударялся об угол дома или столб. Звук «выстрела» при этом ошеломлял окружающих!
Навсегда запомнился мне сосед по парте, мальчик Петя Кирпиков. Он был приезжим из южного района области, родителей в Лальске не было, жил у бабушки, это позднее его определили в детский дом и снова увезли в другой район, когда она утратила способность содержать внука. Мальчик он был спокойный и сообразительный, все у него в школе получалось. Однажды он показал мне в своей тетрадке большую чернильную кляксу в конце предложения и фигурную двойку учительницы, выполненную красными чернилами.
Петя поделился со мной переживаниями и рассказал, что бабушку ему удалось убедить, мол, клякса - это вовсе и не клякса, а достойный результат классной работы. Ей он сообщил, что по новым правилам (!) всех школьников учат ставить именно такие, выразительные точки в конце предложения. Неграмотная бабушка, горестно вздыхая, ему поверила, хоть и не сразу, а вот учительница - нет. Надо же было придумать такое оправдание простой чернильной кляксе? Что тут скажешь, талантливый мальчик, чем не герой «Ералаша!
Новое в учебных программах
С позитивном чувством отмечаю изменения в школьных программах и возвращение в них производственного обучения. Важность такого решения покажу на личном опыте. Семья наша переехала в Москву к моему новому месту службы, когда старший сын завершил обучение в школе, не поступил с первого раза в желаемый университет и состоял в поисках места работы, не желая сидеть без дела. В его активе, кроме аттестата, были только 17 лет жизни и второй разряд токаря, полученный на уроках труда в учебно – производственном комбинате при средней школе № 21 города Кирова. Районная комиссия по делам несовершеннолетних направила его в расположенный неподалеку от нашего места жительства токарный цех НИИ «Дельфин». Через несколько лет сын был уже токарем четвертого разряда, в числе опытных специалистов получил допуск работы на станках швейцарского производства и участвовал в изготовлении точных навигационных приборов из драгметаллов для судов Морского флота СССР.
Молодой человек прямо со школьной скамьи имел возможность найти свое место в жизни, стать полноценным специалистом и членом трудового коллектива. К большому удовлетворению отмечаю, что кануло в лету ошибочное исключение производственного обучения из школьных программ, которое, ко всему прочему, способствовало еще и опасному дефициту квалифицированных рабочих кадров, особенно, на оборонных предприятиях. Без пафоса и лести хочется от всей души сказать большое спасибо школьным урокам труда и педагогам – наставникам.
Об уроках труда
В пятом классе учащимся сообщили, что теперь у нас будет трудовое обучение и уроки физической культуры. До этого Лальская средняя школа такого опыта не имела. Рядом со школьным зданием кирпичный сарай бывшего тракторного гаража оборудовался строителями под спортивный зал и мастерские. Помещения ещё не были готовы для занятий по гимнастике, столярному и слесарному делу, но интерес у нас к чему – то новому был на слуху.(на фото Володя Алферов, ученик 7 класса, 1958г).
Первые уроки труда проходили в помещении Воскресенского собора, учителем пришёл Алексей Федорович Игумнов. Он не имел педагогического образования, имел ли со своей семилеткой опыт работы в школе до 1941 года – не знаю, но все годы Великой Отечественной войны геройски воевал на фронте, в звании капитана командовал артиллерийской батареей, был трижды ранен и контужен в боях, награждался боевыми орденами. Опыт общения с людьми имел значительный, к учащимся, как показала практика, относился бережно и осторожно. Его жена Клавдия Николаевна работала в школе учительницей начальных классов, возможно, она и убедила мужа заняться преподавательским делом, когда становиться «трудовиком» никто из учителей не рискнул.
Первые уроки труда меня совершенно разочаровали, и вот почему. Алексей Федорович приготовил по числу учеников метровые березовые палки и обломки косы – горбуши, обмотанные до половины черной изолентой, чтобы можно было взять их в руки. Перед нами поставил задачу - очистить этими «ножами» палки от сучков и коры-бересты. В конце очередного урока он посмотрел, как каждый из нас справился с заданием, покачал головой, но на первый раз никаких оценок никому не поставил.
Тогда я подумал, что если все уроки труда будут такими, чему же научит нас этот учитель, палки строгать я и без него умею, хотелось работать с настоящими инструментами. Вскоре столярная мастерская была готова, в ней установили токарный и сверлильный станки, несколько верстаков, завезли инструменты, и Алексей Федорович стал обучать нас приемам работы с ними. Сначала научил обращаться с рубанком и пилой-ножовкой, стамеской и коловоротом, более точными столярными инструментами.
Хорошо помню, как учащимся была поставлена задача изготовить табуретки. Учитель показал нам образец изделия, но пока не склеенный. Он разобрал его на составные части, чтобы наглядно показать, из чего состоит табуретка, и как её собрать снова. Мы с воодушевлением приступили к работе, на уроках нарезали бруски и дощечки, выстрогали ножки и связки, стамесками проделали необходимые отверстия и подогнали для сборки все составные части. Ребята подходили к учителю каждый со своей деталью, чтобы получить отзыв и совет, а он нам, словно дедушка внукам, не скупился на замечания и добрые слова поддержки. На очередном уроке Алексей Федорович разогрел столярный клей, и мы склеили свои изделия так, как то требовалось по технологии сборки.
Как же я был рад, что моя табуретка тоже получила пятерку и была выставлена результатом работы ученика 5-го класса на школьной выставке! Внешне она была весьма неказистой, и вряд ли бы кто-нибудь купил такую, будь она выставлена на продажу. Но на всех своих четырех ножках стояла надёжно, не шаталась и не скрипела.
Это был единственный год, когда на уроках труда с нами занимался Алексей Федорович, военные контузии и ранения не позволили ему дальше работать, и связь с ним мы утратили. Молодежь в этом отношении - категория, почти жестокая, она постоянно стремится вперёд, не оглядываясь и, подчас, забывая тех, кто дал им необходимый навык и старт.
Никогда не забуду его внимание и поддержку на добрых, спокойных и деловых, уроках, которые дали мне навык работы с инструментами, принесли уверенность в своих силах. Для меня и сегодня нет никаких проблем в том, чтобы самостоятельно починить и наладить работу любого бытового прибора или механизма дома либо на даче, за исключением разве что компьютера или гаджета. Но это уже задача нынешних учащихся, и я с восторгом гляжу, как продвинутое поколение ребят, занимающихся на базе сочинского «Сириуса», легко решает сложнейшие, и не только прикладные, задачи современной науки и техники.
В турпоходе на реку Лёхту с В.С.Гронтковским, 1959 г.
В следующих классах мы занимались слесарным трудом, машиноведением, самоходными и прицепными устройствами под руководством легендарного Владимира Станиславовича Гронтковского. Этот замечательный педагог, на фронте старший авиамеханик штурмового авиаполка, вывел в жизнь несколько поколений лальских юношей, способных на «Ты» обращаться с мото и автотехникой того поколения.
С удовлетворением вижу, как у нас в стране внедряется наставничество в сфере образования и производства, какое важное значение придается этому движению, как принимаются назревшие решения о создании Ассоциации наставников и о тарификации новой профессии «Наставник».
В. А.Алферов, гор. Москва