Библиотека
Дата и время

 "ОН ЛЕГКИХ НЕ ИСКАЛ ПОБЕД".

Об учителе, фронтовике, поэте Н.Н.Воркове.

   

    29 июля в Лузской центральной библиотеке им. В.А.Меньшикова прошли XIII-е межрегиональные краеведческие чтения"Усть-Недумские встречи". Предлагаем нашим читателям одно из выступлений, посвященное учителю Лальской средней школы, фронтовику, поэту Николаю Николаевичу Воркову .

 Ворков Николай Николаевич, учитель Лальской ср.школы   Когда произносят слова «учитель», «наставник», то в первую очередь представляются образы школьных учителей, а затем тех, кто привёл нас в профессию, сделал мастерами своего дела. Хочу рассказать о Николае Николаевиче Воркове, который встретился на моем жизненном пути во время учебы в Лальской средней школе в 1980-82-е годы.

    Хороший  учитель остается в памяти навсегда. О Николае Николаевиче вспоминали многие его ученики и коллеги: корреспондент районной газеты Вера Меньшикова,  заслуженный учитель школы РСФСР В.И.Нечаев, учитель Фабричной школы З.В.Дорофеева, генерал-лейтенант, заслуженный юрист РФ В.А.Алферов. Николай Николаевич прожил настолько яркую, наполненную жизнь, что его невозможно забыть. Учитель, фронтовик, энтузиаст, поэт. В памяти тех, с кем пересекалась его биография,  он оставил значительный, светлый и чистый след. 

    Родился Ворков Николай Николаевич в 1925 году в п. Фабричный. На берегу пруда по ул. Набережной, 37 некогда стоял аккуратный светло-зеленый домик. Жила здесь дружная семья Николая Михайловича Воркова. В этом доме прошли детские и послевоенные годы нашего учителя. Отсюда, под звуки протяжного фабричного гудка проводила Матрена Николаевна на фронт мужа, а затем и старшего сына Николая. Из девятого класса весной 1943 года он ушел добровольцем защищать Родину. Н.Н. Ворков,123 ст. полк 43-й гв. Рижской дивизии

  Николай Ворков служил стрелком - автоматчиком  123-го гвардейского стрелкового полка 43-й гвардейской Рижской стрелковой дивизии, был комсоргом роты. Не раз вставал молодой солдат навстречу пулям и шквальному огню, чтобы повести за собой в смертельный бой.  В одном из боев был ранен, а после излечения служил в 308-й Латышской стрелковой дивизии. Чтобы лучше понимать латышей, ему пришлось выучить латышский и немецкий языки. А затем, аккомпанируя на гармони - трехрядке, разучивать с ними Гимн Советского Союза на русском языке.

    За время военных действий Ворков был трижды ранен. 2-го февраля 1945 года пулеметная очередь врага прошила ему левое бедро, и он остался инвалидом. На костылях, но живой! вернулся в родные края. Поправился, получил педагогическое образование и впоследствии успешно преподавал школьникам военное дело, физику и черчение. Мы, родившиеся в далекие послевоенные годы, даже не подозревали о тяжести его ранений. Наш учитель  всегда был энергичным и подтянутым, умел скрывать  хромоту, а  лёгкое заикание, мы принимали  за обычный дефект речи. На классной доске он записывал формулы одинаково четко как правой, так  и левой рукой.  А увлекшись, не замечая, что доска закончилась, продолжал дописывать решение  прямо на стене.

    Очень жаль, что в пору беззаботной юности мы не смогли по достоинству оценить своего учителя. Мальчишки частенько раскачивали дисциплину на уроках, а девчонки пялились во все глаза, ставя в неловкое положение. В те годы ему перевалило за 55 лет, вероятно, он был уже болен тяжелым недугом,  а с нами было нелегко, но он никогда не срывался до крика, не писал докладные, не «таскал» в кабинет директора. Мы были благодарны учителю за терпение и огромное старание научить физике, или, хотя бы, привить уважение к своему предмету. А физику и технические науки Николай Николаевич любил, был замечательным преподавателем, многие его ученики поступали в высшие учебные заведения именно по этому направлению.

    Наш учитель был очень скромным человеком, а излишнее внимание даже смущало его. Он никогда не жаловался на здоровье, ездил в Лальск на работу на стареньком мотоцикле в любую погоду, исключая разве что зимние холода и весеннюю распутицу. Никогда не хвалился боевыми заслугами, не требовал льгот и привилегий. Сейчас кажется несправедливым, что в годы войны все высокие военные награды обошли его, и свою первую боевую медаль «За отвагу» Николай Николаевич получил лишь в 1946 году.

   Педагогический путь нашего учителя начался сразу после войны. Едва поправившись от ранений, 19-летний фронтовик был назначен воспитателем Лальского детского дома. Здесь проявились его учительские способности и талант. Он  хорошо играл на баяне, и сразу организовал художественную самодеятельность. Выступали с детьми на смотрах, занимали призовые места. Ребята полюбили своего воспитателя, и это определило дальнейший путь Воркова. Он окончил педучилище в г.Сольвычегодске Архангельской области, затем поступил на физико - математический факультет Кировского пединститута. Учился заочно, сочетая учебу и работу. После окончания института, по направлению Министерства работал в Малмыже, затем в Лальской, Папуловской и Фабричной школах Лузского района. Основной трудовой стаж Николай Николаевич отработал в Лальской средней школе учителем физики.

    Собственная семейная жизнь у Воркова не сложилась – у него не было ни жены, ни детей – и всю свою жизнь он посвятил школе и детям.  Особое внимание уделял матери, согревая её старость сыновней заботой и любовью. В своей автобиографии  он пишет: «Правильнее всего начать с матери. Это она каждое утро, провожая в школу, придирчиво осматривала мой костюм, клала в портфель пирожки, а по вечерам строго проверяла мой дневник….Она дальше всех провожала, когда я уходил на фронт, и первая встретила, когда на костылях шел домой. Можно ли без гордости говорить о такой матери?».

    Vorkov2И в школе, и в поселке Николая Николаевича уважали. В течение 12 лет он избирался председателем школьной первичной организации ДОСААФ. Руководимый им стрелковый кружок активно участвовал в районных соревнованиях, и многие годы удерживал кубки по стрельбе из малокалиберной винтовки. Сам Ворков несколько лет подряд был чемпионом района по стрельбе. Центральный комитет ДОСААФ наградил его высшей наградой - «Почетным знаком». Не удивительно, что  военно - патриотическое воспитание школьников заполняло все его внеурочное время. Он рассказывал детям о подвигах лальчан - участников войны, выявлял ветеранов и организовал учащихся, чтобы на каждом доме фронтовика была красная звездочка. Ворков возглавил отряд «Поиск», при его участии следопыты Лальской средней школы собрали материал  и рассказали жителям о легендарном герое Гражданской войны, комбриге И.В.Фомине,  об убитом врагами активисте бумажной фабрики Д. И. Муксунове.

   Ворков был организатором игры «Зарница», школьных турпоходов, руководил и школьной стенгазетой. По его инициативе в школе родился кружок юнкоров. В каждый выход ребят на сельхозработы или соревнования выпускался «Боевой листок».  И все это педагог делал не в силу какой - то обязанности, а по велению сердца!

   Через все послевоенные годы он пронес память о своих боевых товарищах. 200 поздравительных открыток рассылал фронтовик каждый год накануне Дня Победы в разные уголки нашей необъятной Родины. Неугомонный, заботящийся о людях, он как солдат всегда был на посту.

   У нашего учителя было много увлечений, которые делали его жизнь более яркой и насыщенной.  Он  был заядлый рыбак и охотник, уделял время для спорта. Не имея музыкального образования, Николай Николаевич хорошо играл на баяне, гитаре, и даже самостоятельно сочинял музыку. Жители Лальска 70-х годов слышали его авторские песни (две из них публиковались в районной газете). Говорят, этот дар он унаследовал от матери Матрены Николаевны, которая сочиняла частушки под балалайку. Любил серьезную классическую музыку. По воспоминаниям коллег в его квартире была масса грампластинок с записями опер и оперетт.

   Но особой страстью для Воркова стала поэзия. Сочинять он начал еще в юности, одно из первых стихотворений «Письмо отцу с фронта» родилось в 1943 году. Писал длинные стихи очень быстро. Имея музыкальный слух и чувство ритма, сразу находил нужные рифмы.

   Темы для своих сочинений черпал из жизни, а так как его кругозор был широк, то и произведения получались разноплановыми. Большой духовной силой наполнены стихи о боевых друзьях, фронтовых эпизодах. Как-то газета освещала сюжет о его встрече с фронтовым другом у билетной кассы через 30 лет после победы. Фронтовой товарищ узнал его по голосу. Радости не было конца. Это событие подробно изложено в стихотворении «У билетной кассы». Теме войны посвящено и стихотворение «Держим порох сухим».  А однажды во время Великой Отечественной войны, в Латвии Н.Ворков спас девочку, которая пряталась в подвале дома от бомбёжки. Впоследствии он описал этот эпизод в стихотворении «Белочки».


На столе открытка яркая для учителя лежит,
А с неё словами жаркими сердце чьё-то говорит.
В день Победы поздравление сердце тронуло её.
Прочитал его с волнением, вспомнил прошлое своё.

Вспомнил я другую девочку... Плач... Подвал... Спускаюсь вниз.
Мне на шею, словно белочка, кто-то прыгнул и повис.
Тишина и жуть подвальная, вот где логово тоски!
Вздохи девочки печальные рвали сердце на куски.

Я прижал находку хрупкую, словно дочь, к своей груди.
Сквозь завал из балок с трубками шло к нам солнце впереди.
Непричёсанные локоны распластались по спине,
Да сердечко где-то около робко сказывалось мне.

Страхом девочка измучена: смерть родных пережила...
Вдруг глазами сине-жгучими ярче солнца обдала.
Нет, не зря дороги дальние к тем подвалам нас вели,
Если пальчики хрустальные на плечах моих сплелись!...

Человек всегда надеется, что хорошее - придёт.
Если жив - надеждой греется, а надеясь - он живёт!
И она во что-то верила. В краснозвёздный образ мой.
Дождала - и жизнь доверила. Но куда ж идти домой?

Был готов со злостью львиною защитить её от бед.
Как пушинку лебединую, нёс домой, верней – на свет.
С замиранием ручонками обжигала шею мне.
Но расстались мы с девчонкою... Так уж было на войне.

Отведя в семью соседнюю, мы попрятали глаза.
И пошли... Меня, последнего, обожгла её слеза.
Мы прошли спалённой Латвией и покончили с войной.
 ...На уроке иль на жатве я - взгляд девчонки предо мной.

Тридцать лет прошло — и снова я словно вижу в первый раз
Ту девчонку, только новые светят искорки из глаз.
Эти искорки игривые с каждой парты светят мне, —
То подружки говорливые, словно белки на сосне.
Звонким утром, в школе крашенной собрались вокруг стола—
Это дочь подвала страшного счастье им передала.


    С большой любовью писал он как о своих родителях, так и о коллегах - учителях, учениках. Отеческим теплом наполнены стихотворения девушкам – выпускницам, ушедшим в комсомольско-молодежный отряд «Пламя». Более того, он ездил с агитбригадой по колхозам, где работали его ученицы.  Вспоминается концерт в сельском клубе д. Животово осенью 1982 года  и соло учителя на гавайской гитаре,  запомнившееся  на всю жизнь.

   Много чудесных строк посвятил Ворков и родной природе: «По первой пороше», «Тополь», «Вечно юная Лала». Любое время года восхищало его, любое явление природы он наделял живыми человеческими качествами:
       ..О, тополь! Мы с тобой похожи:
Я видел, как горят хлеба,
И сам горел, да чудом ожил.
Уж не моя ль в тебе судьба?
С тобой мы вместе закалялись:
Ты в страшной буре, я - в бою,
И оба мы с тобой держались
За землю русскую свою.
И если вдруг пожаром новым
Повеет где-то, верю я:
Прикроет старый лес сосновый
Листва могучая твоя!
     Николай Николаевич был не только Учителем с большой буквы,  но и энтузиастом - общественником. Он  выступал с докладами и лекциями перед населением, активно сотрудничал с районной газетой «Северная правда», немало публикаций вышло и в «Кировской правде». Н. Ворковым было написано 135 статей, опубликовано более 35 стихотворений. Насколько же талантливым и разносторонним должен быть человек, чтобы писать стихи и преподавать физику, увлекаться охотой, рыбалкой и вести юнкоровскую работу!

    Однажды Николая Николаевича спросили: «Доволен ли он судьбой?». На что он ответил:
«Собой - не очень. Начать бы все снова, кое-что сделал бы иначе. Но все равно пошел бы на физ - мат, стал учителем. А судьбой - доволен. Думаю, что каждый, кто был в окопах, ходил в атаку, форсировал реки, слышал свист пуль и был не раз продырявлен, но сегодня ходит по земле, должен быть доволен своей судьбой».

   Его не стало в год 40-летия Великой Победы, он ушел из жизни чуть – чуть не дотянув до пенсионного возраста. Вот таким был наш учитель: бескорыстный, отзывчивый, просто жил, учил детей, писал стихи. Его жизненное кредо чётко обозначено в собственной поэме «Сила добра»:
Чаще делать добро! Исцелять, помогать
Ясным утром и в пасмурный вечер…
Если можешь быть добрым и платы не брать,
Так сверши же добро, человече!

    В 2025 году исполнится 100 лет со дня рождения Н.Н.Воркова, предлагаю его ученикам и учителям – коллегам поделиться воспоминаниями, фотографиями, архивными материалами. Хочется, чтобы память об этом замечательном человеке, отдавшем всю жизнь учительскому делу и родной стране, сохранилась в сердцах и душах людей.


Г.А.Ширяева, выпускница Лальской средней школы 1982 года,

библиотекарь Лузской ЦБ им.В.А.Меньшикова

Вебмастер - разработка и продвижение сайтов г. Киров Яндекс.Метрика