"Вначале было слово"
День славянской письменности и культуры.
Когда завершился 20 век, человечество в очередной раз подводило итоги прошедших тысячелетий. Газеты и журналы наперебой расспрашивали читателей: «Какие изобретения и открытия оказали сильнейшее воздействие на человеческую цивилизацию?».
Ответы были самыми необычными, но все сходились в одном: главное, чему научились люди, - это фиксировать, собирать и хранить информацию. Такая возможность появилась благодаря письменности и книгопечатанию. Это событие ознаменовано отдельным праздником – Днем славянской письменности и культуры, который отмечается в России 24 мая.
Между тем, известно, что большую часть своего существования на планете человечество обходилось без книг. Древние люди передавали информацию разными способами: устно, с помощью различных предметов, методом изображений. Можно сказать, что когда – то книга была двуногой и двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Она умела ходить, говорить и даже петь, потому что этой живой книгой был сам человек. Ведь в те времена, когда ещё не было ни бумаги, ни пера, уже были гениальные писатели, сказочники и поэты. Только их произведения хранились не на книжных полках, а в человеческой памяти.
Человек, способный накрепко запомнить и рассказать то или иное сочинение, становился книгой. Желание создать библиотеку появилось ещё задолго до зарождения письменности. Так, один человек завёл себе «живую библиотеку» из книг - людей. Богатый римский торговец Ицел приказал собрать самых способных и умных рабов. Каждый из них должен был выучить наизусть одно произведение. В результате появилось 200 «живых» книг.
Недостаток такой библиотеки состоял в недолговечности и в том, что сказители могли сократить или дополнить рассказ, искажая суть произведения. Это и вызвало потребность в добавочных средствах к слову и зарождению письменности. У древних инков существовало узелковое письмо – кипу. Шнуры с различными узелками заключали в себе разнообразные сообщения. Величина, расположение и окраска узлов обозначали определённые числа и понятия.
На смену узелковому сообщению пришло письмо в картинках – пиктографическое послание, состоящее из условных обозначений. Рисунки в нём иногда наносились краской, а порой вырубались острым камнем. Мы и сегодня пользуемся условными обозначениями, например, в дорожных знаках.
… Шли годы. Материал для письма – камень и дерево оказались очень громоздкими и тяжёлыми, а процесс нанесения знаков – слишком трудоёмким. И тогда на смену дереву, глине и камню пришли пергамент и бумага, а на смену узелкам, иероглифам и пиктограммам - буквы.
В 863 году византийские монахи – ученые братья Кирилл и Мефодий http://www.svetozar.ru/lingvo/history/3.shtml на основегреческого алфавита создали славянскую азбуку, 24 буквы которой были подобны соответствующим буквам греческого алфавита, а 14 созданы вновь. Первыми словами, написанными при помощи славянской азбуки, были начальные строки Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, (и Слово было у бога, и Слово было Бог)». А первой рукописной книгой на Руси, написанной кириллицей, стало Остромирово Евангелие.
И глиняные плитки, и папирусные свитки, и дощечки, нанизанные на бечеву, мало походили на книгу в той форме, которую мы привыкли видеть. А сделали её в Пергаме (город Средней Азии) более 2000 лет назад и назвали кодексом. Кодекс (или книжный блок) – это большие листы, сложенные посередине, сшитые в тетради и переплетённые. В Пергаме впервые научились выделывать из шкур животных писчий материал.
Лучший пергамент получался из кожи телят и ягнят. На большую книгу в 300 листов шло 150 шкур. Изготовление было делом не только дорогим, но и долгим. Сначала шкуры животных вымачивали 10 суток, отбеливали, просушивали, шлифовали пемзой. Потом её резали на кусочки - четвертинки, которые назывались по-гречески «тетрадос». Тетради по 8 листов сшивали вместе, и получался книжный блок. Этот древний порядок брошюровки сохранился и поныне.
Рядили книгу, как невесту, - убранство было дорогим и роскошным. Листы украшались неописуемой красоты рисунками-миниатюрами. На переплеты из деревянных досок шла тщательно выделанная кожа. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. Прапрадеды любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит». Больших денег книга стоила. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, стадо коров или груду пышных соболиных шуб. Книги большей частью были религиозные.
Дороги книги были не только из-за своего убранства. Дорого ценился и огромный труд, вложенный в её создание. Ведь до ХVI в. книги на Руси были рукописными. Они создавались летописцами, одним из которых был известный монах Киево – Печерского монастыря Нестор, автор «Повести временных лет». Благодаря его трудам, исторические события, происходившие на Руси с библейских времен до 1117 года стали известны потомкам. Летописи переписывались монахами в специальных мастерских - скриппториях, на создание одной книги уходило от нескольких месяцев до нескольких лет.
Так было, пока в1450 году пока немецкий ремесленник Иоганн Гутенберг не изобрёл печатный пресс с набором подвижных, отлитых из металлического сплава литер. С него и началась эра книгопечатания в Европе. Его изобретение сохранилось почти в неизменённом виде до 20 в.
Чуть позднее печатные книги появились и в России, а первым русским книгопечатником стал Иван Фёдоров . Обладая многочисленными и разнообразными талантами – военный инженер и изобретатель, писатель, полиграфист – новатор, он был не только первопечатником, но и политическим деятелем Руси времен Ивана Грозного.
Г.А.Ширяева, библиотекарь информационной работы Лузской РБ им.В.А.Меньшикова.