"То, что дорого сердцу".
Народный художник России В.И. Ушакова.
В эти солнечные осенние дни, 26 сентября отметила свой 80 – летний юбилей народный художник России Вера Ивановна Ушакова. Её творчество - это неравнодушие к окружающему миру. Она выразительно и точно умеет видеть, почувствовать и передать мгновенность, изменчивость происходящих перемен в природе, дыхании вечности. Несмотря на то, что художник родилась и выросла в Кирове, ей не чужды деревенские мотивы. В ее деревенских пейзажах нет пустоты и глухого молчания.
Имея домик в северной провинциальной глубинке, расположенный в Лузском районе и служащий ей творческой обителью, художница проводит в нем много времени. Жизнь деревни находит живой отклик в душе мастера, рождая трепетные пейзажи и картины нелегкого деревенского труда. Но там же, в деревне, художник встречает и подлинную красоту, воплощенную в расписных домовых интерьерах и предметах народного быта. В крестьянском быту автор видит живую историю страны. Крестьянский двор – особое пространство, в котором у всего было свое предназначение, свой смысл. В огороженности деревенского двора крылась внутренняя целостность крестьянской жизни, подчиненной необходимости жить в согласии с природой, людьми. Бесконечно можно смотреть на картины художника: будь то бескрайнее поле, покрытое снегом или открывающиеся дали, зовущие в неведомое; или августовская полевая дорога, бегущая по ложбинкам и перелескам и где-то далеко соединяющаяся с горизонтом. Но особая атмосфера несуетности бытия раскрывается в работах о простой неприхотливой деревенской жизни с ее каждодневными делами и заботами: «Обрезка лука», «Стрижка овец», «Сенокос». Человека с землею всегда роднили труды. Старая магазея хранила собранный урожай. На сеновале жили не только вилы и грабли, но и запахи уходящего лета. А еще хлев, банька и забор с воротцами, на который взобрался мальчик, вглядывающийся в открывающееся ему приволье. Все это отражено на картинах художника «Старая магазея», «Сеновал», «Детство». Автор как будто хочет остановить мгновенье, боясь, что оно ускользнет.
С грустью можно наблюдать в картинах мастера запустение и разрушение крестьянского мира от вековых начал, которое обернулось для народа трагедией. Разрыв глубинных связей, соединявших воедино дом, семью, землю, открывается в порушенных храмах, опустевших деревнях, в человеческом одиночестве. Для Веры Ушаковой символом падения крестьянского двора стала оставленная людьми изба. А в ней ее сердцевина – печь.
В картине «Печь. Шесток» зритель видит ее нарядной, обихоженной. Печь служила своим хозяевам и кормилицей и утешительницей, дарящей и старым и малым свое тепло, собирающей вокруг себя большую семью.
В графических и живописных работах Веры Ивановны, выполненных с безупречным мастерством, открываются не только реалии времени с их конкретными бытовыми деталями, но и бытие во всей его сложности и простоте одновременно. Каждая картина пронизана особой неповторимой жизнью, наполненной чувствами, голосами, запахами, звуками.
В работах художника нашел отражение и любимый город Киров, особенно его старинная часть: вятские улочки и храмы. Для нее город остается по-прежнему уютным, тихим, бережно хранящим уклад традиционной человеческой жизни, размеренной, несуетной, наполненной духовным светом и смыслом.
Чистота сердечного видения открывает ей мир в его первозданной гармонии и красоте. И для этого, как она сама пишет, нужно одно – «… ходить и смотреть на все немного выше горизонта».
С творчеством художницы можно познакомиться в книге:
Ушакова В.И., Штрих. Линия. Черта: графика, живопись, воспоминания / Вера Ивановна Ушакова. — Киров: О-Краткое, 2009. — 144 с.: ил.
Н.А.Токмакова, Лузская районная библиотека им. В.А.Меньшикова