Великорецкий крестный ход
6 июня в селе Великорецком Кировской области проходят торжества в честь явления иконы свт. Николая Чудотворца. Они являются частью Великорецкого крестного хода.
Великорецкий крестный ход называют самым известным и самым сложным паломническим путем в России, который проходит ежегодно с 3 по 8 июня, куда съезжаются паломники не только из районов Кировской области, но и из других регионов России и Ближнего Зарубежья.
История Великорецкого Крестного хода
Легенда гласит: «Некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки, увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там, у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся». «Некоторый благоговейный муж» был крестьянином деревни Крутицы Семеном Агалаковым; так на берегу реки Великой в 1383 году произошло обретение Великорецкого образа святителя Николая.
Сразу после обретения образа начали происходить исцеления и чудеса. Первое чудо случилось там же, в деревне – выздоровел обезноживший крестьянин; и к иконе началось паломничество. Сначала приходили жители окрестных деревень – «сколько весть могла лететь от слуха к слуху, так и шли». Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма – более достойного места для чудотворного образа.
В 1392 году по соборному решению духовенства града Хлынова, столицы Вятского края чудотворная икона была перенесена в Хлынов ради ее безопасности и «многонародного собрания». Однако, забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать образ святителя Николая к месту его славного явления. Так была заложена традиция Великорецкого крестного хода.
В 1668 году указом преосвященного Александра, архиепископа Вятского и Великопермского, днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня). Первые крестные ходы были водными.
Но в 1778 году Вятский епископ Лаврентий (Баранович) издал указ об учреждении сухопутного пути крестного хода.
И с этого времени маршрут больше не менялся. И сейчас паломники идут тем же, из 1778-го года, путем: пешком из Вятки, заходя по пути в села и деревни, и в них совершая молебны. На пути стоят древние села: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское.
После революции – сначала – традиция крестного хода продолжалась: «3 июня по-прежнему на соборной площади собирались тысячи богомольцев и запретить это не было никакой возможности». Но в 30-е годы след иконы, Великорецкого образа святителя Николая, теряется: «Неизвестно куда и когда пропала икона. Она таинственно явилась и таинственно исчезла, но русский народ надеется на ее таинственное возвращение». Безупречная формула потери и грядущего обязательного обретения. В этих словах древнее, родное очарование битого, разоряемого и опять всегда поднимающегося мира.
С тридцатых годов традиция хода прерывается, но возрождается традиция паломничества. Паломники год за годом шли к месту явления чудотворного образа и несли с собой иконки святителя Николая. В 1959 году впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую. Были «установлены милицейские кордоны, в задачи которых входило находить паломников, пробирающихся сквозь лесную чащу к месту явления иконы и вывозить как можно дальше от святого места».
Именно в эти годы сложилась особая атмосфера хода - ход как преодоление, как поступок, как прорыв из пустого бытия к осмысленному пути.
И, наконец, в 1989 году Великорецкий Крестный ход стал возвращаться официально, разрешительно. Первый Крестный ход после перерыва был «усеченным»: разрешили только богослужение на берегу Великой. Между тем знаменитый храмовый комплекс был разорен, храмы полуразрушены и недоступны для паломников.
И тогда литургия была совершена прямо на берегу реки в походной церкви. Это было поразительное, волнующее событие; обычай вошел в практику и службы на берегу реки совершаются и поныне.
С 1992 года Крестный ход стал совершаться по историческому пути. Это тяжелый путь – Великорецкий Крестный ход. Распорядок хода трудный: 150 километров. Идут по полям, идут лесом (долго), по трассе.
И новые традиции возникают: многие паломники считают обязательным окунуться в воды святого источника на месте обретения святыни. Этот новый обычай прочно вошел в традицию хода, второй же – более трогательный. В селах Медяны и Мурыгино Крестный ход встречают особенно. Все население этих поселков выходит на встречу. Старики встают на колени и, крестясь, провожают образ Чудотворца Николы. Молодёжь, выстраиваясь в узкую цепочку (в народе ее называют «ручеёк»), проходит под иконой.
В 2000 году по решению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Великорецкий Крестный ход был признан как всероссийский.
БИЦ -Лузская районная библиотека им. В.А. Меньшикова приглашает познакомиться с литературой, в которой раскрыта тема Великорецкого крестного хода.
Великорецкий крестный ход. Россия - Вятка. XIV-XXI века : [фотоальбом] / авт - сост. И.В.Папырин ; авт.текста А.Балыбердин. - Киров : Издательский дом Крепостновъ, 2012. - 222 с.: ил.
«Книга посвящена древней духовной традиции, зародившейся на Вятской земле более 600 лет назад. Образы паломников и краски северной природы создают впечатление органического единства одухотворённости крестноходцев и окружающего мира, созданного Творцом. Спустя столетия Великорецкий крестный ход не угасает, являя силу православного духа, вызревающего в глубинах народных».
«Великорецкий крестный ход» – это книга-альбом для ума, для души, для пытливого взгляда. В ней представлены фотоработы Владимира Вишневского, Сергея Лобовикова, Тамары Рыловой, Сергея Склярова, Станислава Шаклеина и многих других. Читая книгу, мы вместе с паломниками совершаем этот многотрудный путь длиною в несколько дней по дорогам и бездорожью, по полям и перелескам, лугам и бурелому, холмам и пригоркам – в любую погоду, солнце ли светит, дождь ли сечёт лица и размывает глину под ногами. Крестный ход – это испытание силы духа и силы веры.
На форзаце – карта пути паломников. Книгу открывает знакомое всем вятчанам изображение – список Великорецкой иконы святителя Николая Чудотворца (XVII в.), который хранится в Никольской надвратной церкви Успенского Свято-Трифонова монастыря города Вятки. Протоиерей, кандидат исторических наук Александр Балыбердин листает перед читателями страницы истории Великорецкого крестного хода – «Всероссийская святыня – Великорецкая икона святителя Николая».
Создатели книги знакомят нас с населёнными пунктами, через которые уже много веков идёт Великорецкий крестный ход: Вятка, Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Великорецкое, Медяны, Мурыгино, Вятка. Краткая историческая справка о каждом из них возвращает к событиям давно минувших лет. И каждый этап пути – свой раздел книги.
Великорецкая икона Святителя Николая. История и современность / А.Балыбердин [и др.]; [под общ.ред. митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа]; рис. Т.П.Дедовой, Л.Б.Безверховой. - Вятка [Киров] : Буквица, 2008. - 302 с.: цв.ил.
Подарочное издание с редкими фотографиями, опубликованными впервые. Тема иконы Великорецкого Святителя Николая многогранна. Это и история крестного хода на реку Великую, который никогда не рассматривался как некое социальное явление. Никогда крестный ход не был событием официальным. Это явление было исключительно народным.
Книга – плод труда науки и Церкви. Это ценный научный сборник.
Сразу обращает на себя внимание оформление книги. Открывается книга, как врата, и сразу - образ Святителя Николая. Это только дверь в данную тему.
Крупин, В. Н. Крестный ход: повесть. - Вятка [Киров] : 2010. - 62, [1] с.
Документальная повесть Владимира Крупина, постоянного участника Великорецкого крестного хода, рассказывает о том, как возрождались традиции паломничества на реку Великую.
Трудности, они же и радости, долгого пути, разговоры на стоянках, душевный трепет переживаний крестноходцев все подмечает писатель. В книге ощущается атмосфера первых после возрождения крестных ходов, которые уже отдаляются от нас и становятся историей.
Крупин, В. Н. Великорецкая купель : повесть. - Вятка [Киров] : [Б.и., ], 2011. - 92, [3] с.
Очередная повесть Владимира Крупина, рассказывает о судьбах людей, сохранивших традиции паломничества на реку Великую в суровые времена гонений.
Пересторонин, Н. В. Молитва о Святой земле. - Вятка [Киров], 2007. - 221, [2] с.
«Молитва о Святой земле» - книга, которая рождалась в пути. Начинался он еще в 90-х, когда автор впервые стал участником Великорецкого крестного хода.
В главе «Великорецкий посох» автор делится своими размышлениями о духовности и православии. «Как же я много терял, по немощи ли, по незнанию или в силу иных причин, отставая от этого молитвенного строя, без которого и ход не ход, и шествие не шествие. Что еще подкрепит в пути, какое снадобье снимет усталость, как не молитва, как не акафист или тропарь? Что объединит нас, таких разных?»… Почему тысячи людей ежегодно, в июне, отправляются на реку Великую, что ищут и находят там? На все эти вопросы автор ищет и находит ответы.
Бакин, В. С. На Великую... Великорецкий крестный ход : Документальное повествование. - Киров, 2013. - 317, [2] с.
В настоящем издании автор обратился к сложному и многогранному духовному явлению в жизни православной Вятки – Великорецкому Крестному ходу. Сам в течение ряда лет, являясь непосредственным участником этого грандиозного события, Виктор Бакин глубоко прочувствовал и смог донести до читателя ту могучую духовную силу, которая исполняет паломника, шествующего с молитвой за чудотворным образом Святителя Николая на Великую реку. Книга может стать верным другом, помогающим глубже проникнуть в атмосферу благодатного молитвенного делания крестноходцев, соприкоснуться с историей родного края, почувствовать себя сопричастником этого могучего духовного явления русского и вселенского православия.
И беззвучьем огненного крика
Плавится разверстый солнца рот…
Это снова Николай с Великой
Воинство усталое ведет.
Огнь мозолей пожирает пятки,
Ноша за плечами давит вниз.
Они снова вымолили Вятке
Лето, осень, урожай и жизнь…
Н.А. Токмакова, библиотекарь районной библиотеки