Почтовая марка от истории к современности.
9 октября отмечается Всемирный день почты. В течение недели, на которую выпадает 9 октября, проходит Международная неделя письма. Ежегодно в это время в различных странах проводятся праздничные мероприятия, посвящённые неделе письма и нередко предусматривающие издание почтовых марок. А что же такое почтовая марка и кому принадлежит идея её создания?
Стремительный рост мировой экономики первой половины XIX века вызвал огромный рост оборота деловой корреспонденции. На фоне развития промышленности выросло и передвижение населения в поисках лучшей доли, отсюда росла и частная переписка.
Однако плата за почтовые услуги была высока, и посылать письма могли себе позволить только состоятельные люди.
Кому первому принадлежит мысль ввести почтовую марку, споры не утихают до сих пор, ясно одно честь практического осуществления идеи принадлежит Роланду Хилу.
6 мая 1840 г. лондонский почтамт был переполнен. Все стремились к кассе, чтобы купить черную и синюю картинки с изображением королевы Виктории: это были первые в мире почтовые марки. В историю эти марки вошли под названием «черный пени», именно 1 пени стоили марки черного цвета.
Отправка писем стала гораздо дешевле, теперь письмо не зависело от веса и расстояния, однако, были введены единые тарифы на доставку корреспонденции.
Итак, что же такое почтовая марка. Почтовая марка — специальный знак почтовой оплаты, выпускаемый и продаваемый национальными (и иными) почтовыми ведомствами и обладающий определённой номинальной стоимостью (номиналом). Франкирование этим знаком, то есть маркирование отправления (наклейка на него марки), свидетельствует о факте оплаты услуг почтового ведомства (прежде всего — пересылки и доставки корреспонденции: писем, открыток и т. п.).
В России первая почтовая марка поступила в продажу в 10 (22) декабря 1857 года и была допущена в обращение на территории Европейской России с 1 января 1858. Самые первые российские марки были без зубцов и разделялись при помощи ножниц, но уже в том же 1858 в обращение поступили марки в 10, 20 и 30 коп. с мелкими зубцами. Сюжеты рисунков дореволюционных русских марок, как правило, не менялись: на них изображался герб Российской империи или царствующие особы. А вот в середине XX века тематика изображений была гораздо шире. В СССР выпускались целые серии сюжетов, которые могли собираться в памятные блоки.
За свою историю марки выпускались разнообразных форм: круглые, прямоугольные, квадратные, треугольные и т.д. Встречаются марки и свободной формы, так в Сьерра-Леоне (1964) выпустили марки повторяющие контур карты страны, а в Тонго во второй половине прошлого века вы могли бы встретить марку в виде банана или кокосового ореха.
Большинство выпущенных почтовых марок напечатаны на чистой, обычно белой (мелованной) бумаге. Однако в истории марки использовались и другие материалы.
В настоящее время известны марки, отпечатанные на папирусе, шёлке, капроне, алюминии, серебре, стали, меди, фарфоре, дереве и даже на золоте с бумажной подкладкой.
Выпускали марки и уж совсем необычные, например, в виде маленьких виниловых грампластинках, на которых записаны песни, на флуоресцентной бумаге (ФРГ, 1962) - светящейся в темноте, или стереоскопические, становящиеся объёмными при изменении угла наклона и рассматриваемые в специальных очках.
Такая некоторая встречающаяся уникальность и в тоже время многообразие, послужило возникновению нового вида коллекционирования – филателии.
Хотя, первоначально страсть к знакам почтовой оплаты называли «тэмброфилией» или «тэмбрологией» (фр. timbre — почтовая марка). Но когда стало ясно, что так называемые «коллекционеры почтовых марок» не столько изучают их, сколько накапливают для совершенно других целей, таких как, например, оклейка комнат, новое увлечение окрестили «маркоманией». Термин «филателия» был введён французским коллекционером Жоржем Эрпеном (Georges Herpin) в 1864 году. В своей статье во французском ежемесячном журнале «Коллекционер почтовых марок» он писал, что получивший широкое распространение термин «маркомания» не отражает существа дела и предложил новое определение «филателия», имея в виду любовь к изучению всего, что относится к знакам почтовой оплаты — марок, конвертов, штемпелей, почтовых документов.
Как область коллекционирования филателия возникла в 1840-е годы, после введения в обращение почтовых марок в 1840 году. Известно, что 6 мая 1840 года Лондонская адвокатская контора «Оливерсон, Денби и Леви» (англ. «Oliverson, Denby and Lavie») отправила в Шотландию письмо с документами, франкированное десятью неразрезанными «Чёрными пенни». На конверте имеется разборчивый оттиск штемпеля «LS.6MY6. 1840». Таким образом, это первая в мире целая вещь с гашением первого дня обращения; в 1992 году на аукционе в Цюрихе этот конверт был продан за 690 тысяч франков.
Интерес к коллекционированию человек проявлял с давних пор. Пожалуй, самый распространенный предмет собирательства до недавнего времени были марки. Коллекции классифицировали и систематизировали, для них выпускались целые печатные альбомы, это был целый мир увлеченных людей.