Библиотека
Дата и время

"Я здесь училась 10 лет".

Из истории Лузской средней школы №1

 

   Shpikina NIЗаслуженный учитель школы РСФСР Нина Ивановна Шпикина оставила воспоминания о родной, любимой Лузской средней школе №1, в которой училась и работала, а также о своих учителях, которые встретились ей на школьном жизненном пути. Эти воспоминания будут близки тем, кто жил и учился в трудные военные 1941-45 годы, а особенно - в тяжелейшие послевоенные, ведь поднимать и восстанавливать страну из разрухи предстояло молодому поколению - вчерашним школьникам.

   ...Приближалось 1 сентября 1948 года.

   Жили мы в то время на лесобирже № 2, в семье - шестеро детей, я последняя. Надо собирать меня в 1 класс, а в голове у родителей вопросы: во что одеть, обуть дочь, что нести в руках. Слова "ранец" тогда в употреблении не было. На прилавках магазинов ничего не найдешь для школы, а наши умные мамы-мастерицы вместо портфелей шили сумочки. Вот и моя мама сшила мне сумочку из холста. Она была такая красивая, что я с радостью ходила в школу с ней четыре года!

   1 сентября дети шли в школу без родителей, т.к. все они работали с 7 часов утра, а опоздать на работу или подмениться, взять отгул было невозможно, так как на производстве дисциплина была наистрожайшая. В школу шли без букетов (до цветов ли в то время!). Если у кого были старшие братья и сёстры, они и провожали в первый класс. Меня повёл брат Сергей. Школа находилась на лесобирже № 2. Я дрожала от неизвестности, подходя к зданию. На крыльце его стояли четыре учительницы. Некоторых я уже знала: Клавдию Андреевну Москвину (к ней шел мой брат в 3-й класс), Лидию Михайловну Кошкину, заведующую начальной школой. Всех старше была Апполинария Васильевна Ошман, а самой молодой (я не знала её в то время) - Манефа Павлиновна Гороховская. Когда мы подошли к крыльцу, Апполинария Васильевна ласково погладила меня по голове, взяла за руку. Видимо, она почувствовала, что я волнуюсь, и сказала: "Нина, ничего не бойся!". И повела в класс. Класс был большой, в нем стояли чёрные парты. Мне показалось, что ребята разного возраста. Поскольку я была маленькая, учительница посадила меня за первую парту и сказала: "Запомни своё место". А сама опять ушла на улицу встречать других учащихся. Вдруг прозвенел первый в моей жизни школьный звонок, который подавала техслужащая (звонок был не электрический, а колокол). Многого не запомнилось, но одно на всю жизнь осталось в памяти: Апполинария Васильевна сказала, что нас, учащихся много, 45 человек, и если мы будем слушать и слушаться, она научит нас многому: "Мы большая семья, а в хорошей семье помогают друг другу, не обижают. Мы должны быть очень дружными".

   За ужином собралась вся семья. Мама поинтересовалась, как прошел первый день в школе. Я ответила, что мне очень-очень понравилось и что, когда вырасту, буду учительницей. Она, махнув рукой в мою сторону, сказала: "Ошабашь (т.е. перестань)! Ты такая маленькая, какая из тебя учительница!". А я - своё: всё равно буду учительницей, как Апполинария Васильевна. Батя (папа) поддержал: "Молодец! Учись хорошо, и ты будешь учительницей. Только учти: учитель должен любить всех учеников, с соплями и без соплей!". Мне некрасивые эти папины слова не понравились в то время, а впоследствии я поняла, какой смысл был вложен в них. И так потекла школьная жизнь день за днём, неделя за неделей, год за годом.

   В школу шли с большим желанием.

   В то время никаких горячих завтраков не было, а есть  сильно хотелось. Приносили из дома кто что мог: морковку, репу, печёную картошку, сухарики, а те, кто жил побогаче, - белый хлеб с маслом. Например, семья Вити Трудова была обеспечена лучше многих, но мальчик был нежадный, всегда давал откусить немного белого хлеба. Маму я спросила однажды: "Почему у нас нет белого хлеба с маслом?" Она поинтересовалась: "А у кого есть?" - "У Вити Трудова". Мама объяснила: "У них, Нина, семья поменьше и работа родителей получше нашей, а вас шестеро, мы неграмотные. Вот и учись хорошо, и у тебя тогда будет хлеб с маслом". Однажды мама поговорила с Витиной мамой о завтраке, и больше Витя не носил в школу хлеб с маслом. Наверное, договорились, чтобы ему давали на завтрак то же, что носили с собой ребята, чтобы не текли слюнки у нас, глядя на него.

   Большие мальчишки никогда не обижали нас, малышей, видимо, умная Апполинария Васильевна так незаметно могла воспитать мальчиков, что они росли и добрыми, и дружными. Я не помню случая, чтобы когда-то обижали маленьких, хотя нас было 45 человек! Дисциплина на уроках была хорошая. Если кто нарушал её, то учитель могла "потрогать" указкой по руке, "погладить" ушко или поставить в угол. Во время перемен ребята активно себя вели: играли в чехарду, а девочки прыгали через веревочку. В тёплую погоду нам разрешали выходить на улицу, и мы играли на мосточках около школы.

   Помню ещё, что писали ручкой с перьями, на партах стояли чернильницы, в них наливала чернила техслужащая. Чернильницу уносили домой, а утром снова приносили в школу. Были уроки арифметики, русского языка, чистописания, чтения, рисования (ИЗО), естествознания, пения (музыки), физкультуры. Я любила все уроки, но особенно - математику. Так прошли три года обучения. Наступал четвертый, завершали который экзамены по арифметике и русскому языку. "Чтобы перейти в большую (первую) школу, надо сдать хорошо экзамены. Если сдадите плохо, вас не примут туда", - предупреждала Апполинария Васильевна. Готовились к ним много, иногда учительница заменяла физкультуру (если была плохая погода) математикой, пение - русским языком.

   В четвертом классе появился драмкружок,
который вела Манефа Павлиновна Гороховская, где мы разучивали стихи, ставили сценки. Однажды она прочитала нам сказку С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" и спросила: "Вы хотите быть артистами?". А кто же не хотел! Тогда она предложила инсценировать сказку, но роли распределила сама. Мне нравился месяц Апрель, но Манефа Павлиновна предложила мне роль автора, потому что у меня была хорошая память, и я могла выучить все слова автора, а от них зависело многое. С этой сказкой мы выступали перед учащимися школы, родителями, жителями лесобиржи. Куда только нас не водила Манефа Павлиновна! Мы благодарны Манефе Павлиновне за то, что были участниками такого кружка!

   Приближался месяц май - пора экзаменов.

   Апполинария Васильевна сообщила нам, что на экзамены придут учителя из большой школы. Мы сдали все очень хорошо - выполнили наказ учительницы. Потом учительница предупредила, что завтра пройдёт школьная линейка, на которой надо выглядеть празднично, красиво, а лучшие учащиеся будут отмечены. Я пришла домой и сказала маме, что надо одеться красиво. Она за вечер и ночь из старых вещей скомбинировала новое платьице. А папа из рукавов шинели сшил тапочки, которые мама обвязала крючком, и получилась обновка! А сколько радости было у меня! На линейке я получила Похвальную грамоту за отличную учёбу, и ещё мне дали маленький бумажный сверточек, который мы развернули дома за ужином, в нём яблоко и коробочка какао. Для нас это было огромной радостью!

   В 1953 году мы пришли в 5 класс большой школы - Лузской средней № 1.

   Мне очень хотелось учиться в ней, т.к. здесь уже учились старшие из семьи: сестра Тоня, братья Алексей, Михаил, Яков, Сергей. А теперь и я буду вместе с ними! Школа располагалась в нескольких зданиях. Нас встретила классный руководитель Вера Григорьевна Леушина. Математику преподавала Мария Николаевна Чебаевская, немецкий язык - молодая девушка после десятого класса (не помню имени и отчества). В это время в школу приехала из Одессы Людмила Львовна Божко, учитель биологии, её сразу полюбили все учащиеся, даже переростки. Уроки Людмилы Львовны нам казались лучше всех. Она была молода, красива, одета по-городскому, говорила красивой правильной речью. Труд вели братья Вотчицевы - Николай Александрович и Вениамин Александрович. Мне нравились все учителя, поскольку я любила все предметы.

   Очень хорошо помню митинг в школе, посвящённый памяти Сталина И.В., в марте 1953 года. Вёл его с дрожью в голосе директор школы В.Н. Савинский. Все присутствующие были в настоящем трауре, глубоко переживали великую потерю, т.к. в наших рабочих семьях родители воспитывали нас в глубоком уважении к вождю. После смерти Сталина нас приняли в пионеры. Приём был строгий: шалунов и двоечников не принимали. Весной сдавали экзамены по математике, русскому языку.

   Не знаю почему, но у нас менялись учителя каждый год. В шестом классе математику преподавала Нина Владимировна Вечер, красивая, спокойная, выдержанная. Интересно проходили пионерские сборы. Хорошо помню, как в библиотеке подклеивали книжки, как бегали смотреть строительство новой школы. Нам очень хотелось, чтобы к 1 сентября здание было построено. Наша мечта осуществилась: 1 сентября 1954 года в седьмой класс мы пришли в новое здание - около памятника В.И. Ленину. И опять смена учителей! Классный руководитель - Юлия Арсентьевна Михайлова умела найти подход ко всем и каждому. Русский язык преподавала Дина Павловна Полозова, её мы все полюбили. Наконец-то пришёл к нам учитель немецкого языка с высшим образованием - Ида Ивановна Краева, полюбила я и немецкий язык. Пользовалась большим авторитетом учитель биологии Елена Пантелеймоновна Лазарева. Уроки физики вёл Володарий Семёнович Аксенов. Он хорошо играл на аккордеоне, вёл уроки пения. Его мы тоже все уважали. Седьмой класс в то время считался выпускным. Мы очень серьезно готовились к экзаменам.

   В новом здании появилась возможность посещать буфет, на больших переменах покупали сайки. А так как жили бедно, покупали с подружкой Катей саечку на двоих. В один день покупала Катя, а я - в другой. Ничего не было вкуснее этой сайки! Седьмой класс закончили успешно. Те, кто не хотел учиться дальше, получили свидетельство о семилетнем образовании. Остальные перешли в восьмой. Выпускного вечера не было. Сразу стали оформляться на работу, потому что за учебу в старших классах надо было платить деньги.

   Я благодарна всем учителям, которые учили нас с 5 по 7 класс, дали нам прекрасные знания, сумели как-то незаметно воспитать нас дружными, добрыми, трудолюбивыми. Низкий поклон им за то, что научили нас трудиться.

   После окончания семилетки тех учащихся, кто пожелал учиться в восьмом классе, директор школы пригласил на уборку дров на л/б № 2. Старшеклассники возили собранные дрова в школу на машине. Делали это с большим удовольствием. Затем почти месяц мы работали в колхозе на копке картофеля в деревне Гора. Домой ходили на воскресенье. Вместе с нами трудились учителя. Оставшуюся часть лета мы работали на Верхнем и Нижнем Кирпичном. Получили определенную сумму денег, их хватило заплатить за обучение и купить себе обновки.

   Наш 8 "б" класс сформировался из бывшего 7 "б" класса, что составило ядро класса, а мы влились в их число. Классным руководителем стала Тамара Георгиевна Хомякова, которую очень уважали и учащиеся, и родители, и педагоги. Русский язык и литературу преподавала одна из самых авторитетных учителей того времени Александра Афанасьевна Кулижных. Математику вела Ульяна Александровна Попова, это была такая учительница, у которой и не захочешь учить, а будешь. Если ученик что-то не понимал, она оставляла после уроков и объясняла так, что пробела в знаниях не оставалось. Физику, электротехнику преподавал Анатолий Митрофанович Кузьмин, физкультуру у юношей - Виталий Александрович Сипаев, у девушек - Валентина Петровна Перевалова, черчение - Николай Иванович Шевалдин, географию - Мария Алексеевна Чебыкина. Из-за большого количества учащихся мы занимались во вторую смену с 13.30. Наш класс учился прилежно, дисциплина на всех уроках была хорошая.

   Так протекала школьная жизнь.

   Стали готовиться к вступлению в комсомол, надо хорошо знать Устав ВЛКСМ. Принимали нас на комитете комсомола школы, а утверждали на бюро райкома комсомола. Интересной была комсомольская работа! Много занимались и трудовыми делами: с большим удовольствием заготовляли дрова для школы, были  вожатыми в пионерских классах, для нас это было удобно, т.к. ребятишки учились в первую смену, а мы во вторую. Готовили концерты для населения второй биржи, посещали бесплатные предметные кружки, а самыми интересными и запоминающимися (незабываемыми!) были школьные вечера. Удивительно то, что нам на всё хватало времени. Особенно любили читать книги, проводили читательские конференции. Школьная жизнь и учёба навсегда остались в памяти. Мы становились взрослее, появлялись симпатии друг к другу. Не помню ни разу, чтобы в классе обидели, посмеялись над кем-то. Мы были очень дружными, экзамены сдали успешно, все перешли в девятый класс. Летом нас почти всем классом приняли, как взрослых, на работу в тарный цех л/б № 2. Для контроля с нами трудились взрослые. Работали мы неполный день. В то время всех ребят, кто хотел, оформляли на работу, т.к. была необходимость в кадрах.

   Незаметно пролетели летние каникулы, и снова - школа.

   Shpikina n i1 сентября директор объявил нам две приятные новости: отменена плата за учёбу, отменены экзамены (остались только в выпускных классах - 7 и 10). И, самая приятная для нас - мы уезжали на работу в колхоз на целый месяц! Мы были рады новостям. Классы были распределены по сельсоветам, по несколько человек – по деревням. Вместе с нами была классный руководитель Тамара Георгиевна Хомякова. Работать нравилось, кормили бесплатно. Еду готовили женщины, к которым были определены на жительство. На выходные ходили домой пешком. Мы выполняли разную работу: копали картофель, турнепс, который ели без ограничения, жали серпами зерновые, вязали снопы и ставили их в «бабки». За работу в колхозе руководство сельсовета объявило нам благодарность, которую на линейке зачитал директор школы.

   В 9 классе запомнилась встреча с солдатами с заставы имени Виталия Козлова, к которой готовились особенно тщательно: делали подарки, готовили концерт. Состоялся школьный вечер, посвящённый этой встрече. Много проводилось комсомольских вечеров, на которых бывали представители райкома комсомола. Активно занимались спортом: зимой - лыжами, весной - легкой атлетикой. Участвовали в соревнованиях, занимали призовые места. Благодарна учителям за проведение школьных вечеров, которые проводились почти каждую субботу, но потом что-то произошло, и вечера стали проводиться реже. Мы очень переживали: хотелось отдыхать в школе, а не в клубах города.

   Вот и 9 класс успешно закончен, экзамены уже не надо сдавать. Снова собрались своим коллективом работать на л/б № № 2. Ещё одно лето пролетело в трудовых буднях.

   Последний - 10-й класс...

   На линейке директор школы объявил, что осенние работы в колхозе в выпускном классе отменяются, надо серьезно готовиться к экзаменам сразу с сентября. Преподаватели остались прежними. Мы повзрослели, уже образовывались влюблённые парочки, но вся наша школьная жизнь была направлена только на хорошую учёбу. В 10 классе мы чувствовали себя хозяевами в школе, поэтому на комитете комсомола договорились попросить директора пойти нам на уступки в проведении вечеров. Пригласили Василия Николаевича Савинского на заседание комитета. Мне было поручено вести разговор с ним. Когда повестка была исчерпана, я встала и робко спросила его, можно ли задать личный вопрос. Он ответил: «А почему нельзя? Я слушаю вас». У меня задрожали голос, коленки, но я обратилась к нему: "Василий Николаевич, можно ли сделать так, чтобы каждую субботу проводились школьные вечера?". Он спросил: "А почему вы этого хотите?". В его голосе я почувствовала дружелюбное отношение к нам и, осмелев, продолжила: "Мы хотим танцевать и общаться с одноклассниками в стенах родной школы, а не со взрослыми в клубах". А парни уже разговаривали с учителем физики Анатолием Митрофановичем, который согласился быть на школьных вечерах, т.к. заведовал музыкой. Я редко видела улыбку на лице Василия Николаевича, но тут он улыбнулся и ответил, что согласен при выполнении нами трёх условий.  "Все окна в школе должны быть целыми, двери - неисписанными, и не пришлось бы вызывать техслужащую для уборки после вечера", - таковы были требования директора. Мы все переглянулись и сказали: "Будет выполнено!".

   Василий Николаевич приходил в конце вечера, замечаний не делал, это значило, что и в следующую субботу вечер состоится. Теперь я часто думаю над тем, как Анатолий Митрофанович и наши классные руководители почти каждую субботу проводили с нами на вечерах, ведь у каждого были семья!

   Так интересно прошел 10-й класс. В течение года мы усиленно готовились к выпускным экзаменам, и все три десятых класса успешно сдали их. Стали готовиться к выпускному вечеру. Девушки нашего класса договорились, что будут шить платья из белого штапеля, фасон выбирала каждая свой. Нам торжественно вручили аттестаты. Учащиеся, которые закончили на "4" и "5", получили подарок от школы - книгу с надписью, за что вручена, и подписями классного руководителя и директора школы, заверенными печатью школы. В то время книга была самым лучшим памятным подарком. Угощения за столами не было. Договорились на выпускном вечере встречаться через каждые 5 лет. И действительно, эти встречи состоялись много раз.

   Окончена школа, получен документ о среднем образовании - аттестат. Стали думать, куда поступать, готовиться к отъезду. Из нашего 10 "б” класса (из 24 учащихся) 14 сразу поступили в разные учебные заведения и получили высшее образование. Исполнилась и моя заветная мечта - я стала учителем начальных классов. В то время получали образование бесплатно, своим трудом и умом зарабатывали стипендию, без которой невозможно было прожить.

   На мою долю, как и всех "детей войны", выпало суровое детство без отцов (они были на фронте или в трудовой армии) и очень трудная юность. Нам приходилось работать каждое лето, мы были часто полуголодными, плохо одетыми, обутыми, босыми. Не заласканными подарками от родителей, бабушек, дедушек, не потому, что нас не любили, а потому, что нечем было одаривать нас в то время. Но, несмотря на все трудности, мы очень любили своих родителей, школу, учителей. Особенно любили читать книги, ведь в то время не знали телевизоров, другой информационной техники, мобильных телефонов. У нас даже нет общих школьных фотографий, потому что сфотографироваться не было возможности. И мы все знания получали от учителей и из книг.

   Я особенно хочу обратить внимание на наших парней (так тогда называли юношей), их было 14. И в школе, и в последующей жизни они были умными, прекрасными собой, добрыми, трудолюбивыми, не хамоватыми. На их воспитание большое влияние оказали учителя мужчины - фронтовики: директор школы В.Н. Савинский, любимец парней В.А. Сипаев, Н.И. Шевалдин и учитель физики А.М. Кузьмин.

   Авторитет учителя в семьях был велик. Родители не выбирали учителей для своих детей. За всё время обучения в школе я ни разу не слышала от родителей плохого слова в адрес учителей.

   Хочется пожелать любимой школе процветания во всех делах, пусть она всегда будет лучшей и первой, пусть ученики любят её, как любили мы. И пожелать всем, чтобы никогда не испытали того, что пережили дети войны. Пусть наши внуки, правнуки, праправнуки никогда не увидят грозного неба, чтобы оно всегда было чистым, мирным, голубым. Светлая память и низкий поклон всем учителям школы, которые встретились на жизненном пути!


Нина Ивановна ШПИКИНА (Сластихина),
выпускница  и учитель начальных классов
Лузской средней школы №1.

По материалам газ."Северная правда", 2018, 20 марта

Вебмастер - разработка и продвижение сайтов г. Киров Яндекс.Метрика