"Такое забывать мы не имеем права".
27 января - Международный день памяти жертв Холокоста
27 января 1945 года советские войска освободили концлагерь Освенцим на юге Польши. Около полутора миллионов человек, из которых около 1 миллиона составляли евреи, были умерщвлены в Освенциме. В память об этом дне Генеральная Ассамблея ООН постановила объявить 27 января Международным днем памяти жертв Холокоста.
На уроке внеклассного чтения в 9 «в» классе МОКУ СОШ № 2 мы обратились к этой теме, рассматривая её, как пример бесчеловечной политики фашистов в годы Второй мировой войны.
Тема нацизма и концлагерей самая не художественная. Слишком страшно и неподвластно разуму осмысление того, что происходило в годы Второй мировой войны в лагерях смерти. На сегодняшний день собраны тысячи свидетельств, документальных фактов, фотографий бесчеловечных преступлений против русского, украинского, белорусского, польского, еврейского и других народов, гибели миллионов людей. Трудно облечь в художественное слово то, о чем можно только скорбно молчать.
Роман Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» — это книга, посвященная Холокосту. Автор предлагает читателю взглянуть на мир концентрационного лагеря глазами девятилетнего ребенка. В романе показаны события второй мировой войны, нацистская Германия с ее идеями и концентрационными лагерями. Герои убеждены, лагеря нужны для будущего немцев. Этой пропагандой одержимы все, кроме маленького Бруно, который ничего об этом не знает. Отец Бруно - начальник концлагеря, в котором периодически убивают людей.
За зло нужно отвечать - главный урок романа.Бумеранг возвращается в виде гибели Бруно в этом самом лагере. Нельзя творить зло безнаказанно, считая себя неприкосновенными и застрахованными от ответа за содеянное.
С девятиклассниками мы искали ответы на вопросы: «Почему книга стала такой популярной? Чем она привлекла к себе читателей?», «В чем заключается конфликт романа?», «Какой показана в произведении жизнь людей разных национальностей в годы войны?», «Какие чувства вызывает эта история?».
Познакомившись с героями произведения, мы попытались соотнести судьбы героев с историческими событиями и понять, что хотел сказал писатель всем людям планеты.
В неразрешимом противоречии в книге сталкиваются две несопоставимые силы: сила детского мировосприятия, веры в лучшую сторону действительности, детской надежды, детского всепрощения и сила безрассудства мира взрослых, его противоестественность, разрушительность.
Заканчивается книга словами: «Конечно, всё это случилось очень давно и никогда больше не повторится. Не в наши дни и не в нашем веке». Эти строки подытоживают человеческий ужас, который выпал на долю угнетенных народов, взрослых и детей в ХХ веке, подытоживают и читательское потрясение от воздействия романа на ум и сердце, заставляют задуматься над прочитанным, возможно, даже являются руководством к действию по спасению мира от зла.
Как хочется верить в это... Однако жизнь показывает, что это не так.
Актуальность чтения таких книг обусловлена тем, что патриотическое чувство не возникает само по себе, его нужно воспитывать. Прямая обязанность взрослых помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, о той цене, которую заплатил наш народ за Победу, о судьбах детей, которые пережили это страшное время и о тех, кто не дождался окончания войны. Нельзя допустить повторения трагедии, которую пережили дети.
Такое забывать мы просто не имеем права…
Н.Н.Мельчакова, зав.отделом обслуживания детей Лузской ЦБ им.Меньшикова