Из истории строительства Пермь-Котласской железной дороги.
У осени есть удивительная способность влюблять в себя постепенно. Ничего нового не зацветет, но как выразительны становятся краски! Осень на редкость выдалась теплой и очаровательной! Буйство красок восторгает взгляд! Солнышко своими теплыми лучами еще греет все вокруг себя. Воздух чист и прозрачен, наполнен ароматом уже позолоченной листвы! Природа по своему щедро дарит яркое буйство нашему родному городу, который 5 сентября отмечает свой очередной день рождения!
Современный город Луза возник на месте поселения как посёлок вокруг железнодорожной станции, при строительстве в конце XIX века железной дороги Пермь — Вятка — Котлас.
Идею строительства Пермь-Котласской железной дороги впервые выдвинул в 1858 году орловский купец 1 гильдии Александр Назарович Кузнецов. Именно он, занимаясь торговлей с Архангельском, предложил дорогу до Котласа, откуда товары можно было сплавлять по Северной Двине до Архангельского порта. Практическое воплощение этой идеи началось в 1867 году, когда Вятское губернское земство поставило себе задачу построить железную дорогу от Орлова (чтобы не строить мост через реку Вятку) до Котласа. Тогда же были проведены первые железнодорожные изыскания будущей дороги. По вопросу строительства будущей магистрали были как сторонники, так и противники. Пермь-Котласская железная дорога сразу же рассматривалась в правительстве не как самостоятельная дорога, а как часть сибирского пути. 13 мая 1895 года царь Николай II подписал Указ о строительстве Пермь-Котласской железной дороги. Изыскательскими работами руководил талантливый инженер-железнодорожник и писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский.
Все линии предполагаемой дороги были разбиты на 9 примерно равных по длине участков. Строительством первых двух, проходивших по территории Пермской губернии, занималось Пермское управление, а остальных – Вятское. Сразу же намечалось и строительство железнодорожных станций. Так на последнем 9-м участке длиной 83,485 версты предполагались станции: Луза – 4-го класса, Сусоловка – 4-го класса, Савватия – 4-го класса и Котлас – 3-го класса. Интересно, что по классности сразу предполагалось создание узловых станций Балезино, Зуевка, Мураши и Пинюг – 3-гокласса, а более высокого класса была только Вятка – 2-го. Начальником IX участка был инженер Ипполит Владимирович Соболевский, производителем работ по постройке моста через реку Луза был инженер Эрнст Федорович Фон Клевезаль. Рабочих нанимали на местах. На 9-ом участке договор был заключен с французским гражданином, петербургским 1-й гильдии купцом А.Ю. Тами на рытьё водопроводных русел, устройство осушительных каналов, моста через реку Луза, засыпку болот, сооружение каменных частей моста и труб. В обязательном порядке, кроме производственных помещений, строили бараки для рабочих, аптеки, узлы связи и другие необходимые сооружения.
Одним из первых деревянных сооружений на месте будущего поселка стала железнодорожная будка, в которой жил Семён Степанович Аксёнов, первый сторож железнодорожного моста.
Первыми жителями образовавшегося посёлка стали строители железной дороги и люди, оставшиеся здесь работать на обслуживании дороги и станции. Старожилами Лузы были Семён Аксёнов, Фёдор Лычаков (позднее он жил на улице Ленина, дом 49), Митрофан Кузьмин, железнодорожный мастер (он построил дом по теперешней улице Пролетарской, 24). Это были в основном крестьяне из Покрова, Савина, Турина и других ближайших мест.
А первым начальником станции Луза стал Иосиф Францевич Домбровский, позже служивший начальником станций: Балезино, Просница, Полой, Фалёнки (1898-1909, 1913-1914).
При строительстве такого сложного и важного объекта не обходилось без трудностей. Но, несмотря на сложные климатические условия, тяжелые условия труда (в основном ручного) и не обустроенный быт рабочих, различные происшествия, жалобы, железная дорога длиною в 817 верст была построена. С 1 февраля 1899 года по всей дороге было открыто сквозное движение. А с 1 января 1900 года Пермь-Котласская железная дорога была включена в прямое пассажирское сообщение с введением в ней общего пассажирского тарифа, и с того времени присоединена к Пермь-Тюменской железной дороге с общим названием Пермская. Все железнодорожные сооружения были сделаны качественно, например, вокзал эксплуатировался почти 100 лет. А железнодорожный мост через реку Лузу, построенный в 1898 году, действовал до 1997 года, когда был переделан в автомобильный.
С тех пор, начатое еще в XIX веке железнодорожное строительство преобразило север современной Кировской области. Станционный поселок Луза с быстрым развитием лесной промышленности, торговли, медицины, образовательных и социальных услуг начал стремительно развиваться и превращаться в современный красивый город.
Использован материал из книги:
Жаравин, В.С. Железные дороги на Вятке. История строительства /В.С.Жаравин;
Киров.ордена Почета гос. унивр. обл. науч. биб-ка им. А.И.Герцена.-
Киров: ИД «Герценка»; ООО «Веси», 2018 – 148, с: ил.