4 ноября – День народного единства.
Совсем недавно, в 2004 году в нашей стране был учреждён новый праздник, который ежегодно отмечается 4 ноября и является выходным днем. Праздник называется просто и слегка пафосно - День народного единства. Однако, далеко не все знают, что это за дата и с каким историческим событием в жизни России она связана. Православным верующим хорошо известно, что в этот день издавна во всех церквях под колокольный звон торжественно происходит празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы от польских интервентов.
Смутное время в России
Здесь надо рассказать о том, что случилось с Русью на рубеже XVI и XVII веков, как она оказалась раздираема боярскими междоусобицами и ослаблена схваткой за власть, как Польша, в то время Речь Посполита, стремилась воспользоваться этой ситуацией и, при поддержке Папы Римского, подчинить себе Русь, насадив на нашей земле католичество.
В 1584 году умер московский Великий князь Иван IV, прозванный в народе Грозным, Иван Грозный впервые в истории назвавший себя Царём. Московское княжество, не без его огромных и жестоких усилий, обрело к тому времени большую силу и международное значение, обладало значительной территорией, в том числе и за счёт присоединения земель в Поволжье, на Севере и в Сибири. Традиционного наследника престола, своего старшего сын Ивана, Грозный убил собственноручно во время гневной ссоры. Царём стал 27-летний средний сын, болезненный, и малоспособный к руководству страной, Фёдор Иоаннович. Он был женат на Ирине Федоровне Годуновой, женщине умной, образованной и достаточно волевой, но она не смогла родить мужу жизнеспособного наследника.
В январе 1598 года царь Фёдор Иоаннович умер от болезни ещё достаточно молодым, и с этого времени наступил на Руси династический кризис, линия Рюриковичей, управлявших русскими княжествами на протяжении 15-ти веков, прервалась. Началось смутное время: законного наследника у царя не оказалось, а претендентов на царский престол появилось великое множество, вспыхнула острая борьба бояр за власть, выводившая за скобки заботу о процветании и благополучии народа и государства.
Борис Годунов на троне
Супруга усопшего, Ирина Годунова, владеть царской короной категорически отказалась и ушла в монастырь. В результате придворных интриг и подковёрной борьбы престол занял выбранный Думой московских бояр её брат Борис Годунов. Первое время он одаривал приведших его к власти различными чинами и благами, стремился всем нравиться, устанавливал придворным тройное жалование, устраивал многодневные пиры и празднества, отменил на год все налоги с населения, наделял землёй и денежными ссудами иностранцев, чтобы удержать их на государевой службе, полагая, что они более образованы, искусны в ремёслах и опытны в торговле.
Все знали, что Борис - хороший семьянин, ненавидит жестокость и не склонен к винопитию, но вскоре он стал подозрительным, возродил систему доносительства и слежки, расправился со многими людьми из ближнего круга, отправив их в ссылку, стал открыто готовить сына Фёдора к наследованию престола. Московская знать не могла смириться с таким поведением царя. Всё активнее начали распространяться слухи, что он занял престол незаконно.
В 1600, 1601 и 1602 годах страну постигал чудовищный неурожай из-за крайне неблагоприятных погодных условий, по всей стране начался голод, грабежи, разгул преступности. Население пребывало в отчаянии, молодые люди разбрелись по лесам, их шайки разбойничали на дорогах. Три года продолжалось это несчастье, преследовавшее Бориса, ушли из жизни многие близкие царю и полезные государству бояре, воеводы и дьяки, умерла его сестра Ирина, все эти годы бывшая ему надёжной опорой и мудрой советчицей, уважаемой и чтимой в народе монахиней.
О царевиче Дмитрии
Младший сын Ивана Грозного, Дмитрий, от шестой жены самодержца, был малолетним и жил с матерью в ссылке в Угличе. Православная церковь полагала этот брак царя незаконным, и Федор не считал Дмитрия своим братом и наследником престола. В 1591- м году 9-летний мальчик, страдавший эпилепсией, во время игры с ровесниками в ножички упал и острым лезвием поранил себе сонную артерию. От обильной кровопотери он быстро скончался. Так установила следственная комиссия во главе с князем Василием Шуйским, но родственники мальчика с этой версией не согласились.
Уже в конце 1603 года по Москве поползли слухи, что в Речи Посполитой живёт молодой человек, называющий себя Дмитрием, сыном Ивана Грозного. Польская знать признала его законным наследником российского престола, и король Сигизмунд III при встрече с ним выделил на его содержание крупную сумму денег в надежде воспользоваться его именем.
Очень скоро было установлено (через литовских православных людей), что царевичем назвался беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев. Царь пытался разоблачить самозванца, сообщил польскому королю всё, что было известно о беглом монахе и погибшем царевиче, но король не хотел верить русскому монарху и продолжал поддерживать авантюриста. Под его знамёна встали около двух тысяч польских шляхтичей и несколько сотен запорожских и донских казаков, людей, готовых воевать за деньги с любым противником.
В октябре 1604 года Лжедмитрий, поддержанный польской знатью и королём Сигизмундом III, со своим войском вступил на русскую территорию. Первый же приграничный городок Моравск сдался. Остановить самозванца были призваны войска, отправленные царём, но они потерпели поражение. Потом были ещё бои и сражения, отступления и успехи, но один за другим на сторону самозванца переходили южные русские города с продовольствием, деньгами и вооружёнными отрядами, чтобы выказать «Дмитрию» верноподданические чувства, получить высокие чины и должности при дворе «царевича».
Предательство русских воевод и боярства принимало массовый характер. Недоброжелатели Бориса припомнили загадочную смерть царевича Дмитрия в Угличе. Всё чаще стали раздаваться обвинения в адрес Годунова в цареубийстве - то есть самом тяжком преступлении на земле. Все несчастья, постигшие страну, стали объяснять тем, что Господь наказал её за то, каким страшным способом Борис пытался избавиться от законного наследника престола, чтобы завладеть царским троном, что царевич чудесным образом сумел спастись и придёт в Москву на законное царство.
Борис предпринимал попытки доказать свою невиновность, но ему уже никто не верил, ни свои бояре, ни простой народ, ни польский король. Всю страну охватило какое-то странное оцепенение, военные действия из-за плохой погоды прекратились, московское правительство бездействовало, хотя для спасения был достаточен один мощный удар по Путивлю, где обосновался самозванец.
Лжедмитрий I в Москве
13 апреля 1605 года противостояние царя и претендента на трон закончилось. Борис Годунов скоропостижно скончался. Сразу после похорон было объявлено, что новыми правителями страны становятся его вдова Мария и сын Фёдор, но вместо того, чтобы активизировать борьбу с самозванцем, они занялись подготовкой к венчанию на царство. Для участия в торжествах они отозвали из войск наиболее опытных и преданных воевод, послав на их место других с новым штатным расписанием. Это возмутило буквально всех: более родовитые и знатные воеводы оказались внизу служебной лестницы и наоборот. Многие решили, что служить «прирождённому царевичу» выгоднее, чем биться за ненавистных Годуновых, имевших весьма сомнительные права на престол.
Лжедмитрий I решил в этих условиях действовать не военной силой, а завоеванием людских сердец. Он послал в Москву двух русских дворян с «Грамотой от истинного сына царя и великого князя Ивана Васильевича», в которой говорил о жестокости Бориса и отсутствии у него законных прав на корону. Годуновых предлагалось схватить и держать в заточении до приезда «истинного государя».Грамота была зачитана в Москве на Лобном месте при большом стечении народа. Возбуждённая толпа кинулась в Кремль, Мария Годунова, её сын Фёдор и дочь Ксения были схвачены и заключены под стражу.
Московская знать была настолько напугана восстанием, что решила немедленно отправиться на поклон к Лжедмитрию в Тулу, куда он уже перенёс свою ставку. Самозванец отправил в Москву двух предателей-бояр и несколько стрельцов, чтобы приготовить всё необходимое для торжественного въезда «государя» в столицу. По прибытию им открыли темницу, чтобы «привести пленников к присяге Дмитрию Ивановичу». На самом деле посланцы набросились на Годуновых и убили вдову и сына, пощадив дочь Ксению – самозванец надеялся оставить красавицу-царевну «для себя».
20 июня 1605 года Лжедмитрий въехал в Москву и занял Кремль под звон колоколов и приветствие московских жителей. По его приказу из монастыря была доставлена мать царевича Дмитрия, которую бояре сумели убедить, что в интересах процветания рода и собственного благополучия ей можно пойти на ложь. Мария Нагая, в иночестве Марфа, прилюдно «опознала» в самозванце собственного сына Дмитрия. Желанный престол оказался свободным, тут же было отправлено в Речь Посполиту донесение о том, что король не напрасно вкладывал деньги и усилия в поддержку Лжедмитрия, который легко добился венчания на царство в московском Кремле.
В мае 1606 года он организовал в Кремле бракосочетание с дочерью польского магната Юрия Мнишека католичкой Мариной, прибывшей в Москву в сопровождении 2000 человек свиты и пожелавшей стать русской царицей независимо от наличия мужа и детей - таковы были её условия перед венчанием. Заняв трон, самозванец активно начал разбазаривать и в итоге опустошил государеву казну, постоянно дарил супруге драгоценные камни, меха и золото, осыпал милостями своих приближённых поляков и русских бояр-предателей, сотни тысяч золотых рублей тратил на бесконечные увеселения, содержание польских военных и казаков.
Очень скоро выяснилось, что поляки не желают ценить гостеприимство русских людей, они приставали на улицах к девушкам, беспробудно пили, плясали и буянили, в православные храмы входили с оружием и в шляпах, словом – вели себя как хозяева положения. В среде патриотически настроенной русской знати неизбежно созрел заговор против непрошенных гостей.
«Шуйского на царство!»
17 мая 1606 года вспыхнул мятеж, возглавил его князь Василий IV Шуйский, он лучше других знал, где находится подлинный царевич Дмитрий. Москвичи стали громить дома поляков, бросились в Кремль, сражая по пути охрану, поймали самозванца, убили его и притащили на Лобное место. Инокиня Марфа сразу же отреклась от «сына», Марина Мнишек спряталась под пышной юбкой придворной дамы и сумела скрыться из дворца. Сутки в городе бушевала народная стихия, москвичи грабили магазины и винные склады поляков, с гибелью «царя Дмитрия» они скоро примирились, труп его сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в сторону запада, «откуда пришёл, туда и возвращайся».
Но история самозванства на этом не закончилась, «воскресшие царевичи» стали появляться один за другим в самых разных местах страны, собирая вокруг себя любителей легкой наживы. Смута продолжалась. Вступая в борьбу с авантюристом и обманщиком, Василий Шуйский имел дальний прицел, он сам хотел занять освободившийся престол. Для этого у него имелись некоторые основания - он принадлежал к одной из ветвей Рюриковичей, был дальним потомком полководца Александра Невского и Московского князя Даниила. Боярская Дума организовала большой сход на Красной площади 19 мая 1606 года, и толпа, под крики «Шуйского на царство!», внесла его в Кремль. В тот же день на места были отправлены грамоты с сообщениями о том, что царевичем был самозванец, желавший уничтожить страну, отдать её на разграбление полякам, насадить «латинскую» веру. Утверждалось, что Шуйский спасёт Русь, как потомок князя Александра Невского.
Но далеко не все князья и воеводы поверили Шуйскому, были среди них сбежавшие на запад от гнева москвичей, прихватившие царскую печать и заверявшие ею различные воззвания и «прелестные грамоты» о чудесном спасении царевича Дмитрия. Среди таких находился опытный воевода Иван Болотников, который вместе с донскими и яицкими казаками разбойничал на юге, имея ставку в том же Путивле. В августе 1606 года полки Болотникова двинулись к столице за царским венцом, к ним присоединялись князья и воеводы, не признавшие власть Шуйского. К началу ноября его положение стало критическим, более 70 городов примкнули к восставшим, в войсках у них состояло уже около ста тысяч человек. Но царь сумел справиться с, казалось бы, неминуемой тогда катастрофой, собрать необходимые вооруженные силы и получить поддержку патриотически настроенной знати. В декабре 1607 года отряды Болотникова потерпели поражение, главная крепость восставших – Тула была взята царскими войсками. Вернувшись в Москву, Шуйский отпраздновал победу, женился и не подозревал, что новый самозванец приближается к столице.
Второй самозванец под Москвой
В 1607 году в городе Стародубе появился молодой человек, вызвавший подозрение у местных воевод. Они допросили его и удивились, что он довольно сведущий и находчивый, сравнительно человек, назвался Андреем Нагим – родственником первого самозванца. Воеводы решили, что лучшего кандидата на роль «царевича Дмитрия» им не найти и принудили его с этим решением согласиться, хотя вначале он отказывался от роли царевича, понимая, чем эта авантюра может закончиться.
Воеводам городов, не признавших власть Шуйского, крайне необходим был «наследник трона» для похода на Москву и свержения царя, незаконно, по их мнению, занявшего трон. В разосланных «прелестных грамотах» сообщалось, что истинный государь нашелся и ждет подданных на поклон. Лжедмитрий IIТаким образом, по воле мятежных воевод, у безродного бродяги оказались в подчинении сразу несколько западных русских городов.
С небольшим отрядом, в котором были польские шляхтичи и русские казаки, Лжедмитрий II двинулся к Москве. Охранять подступы к городу было практически некому, многие перебегали к «законному» царю, надеясь получить от него за предательство чины и блага. Развращение нравов приобрело массовый характер, поляки откровенно потешались над русской междоусобицей, похожей на безумство. В районе села Тушина самозванец раскинул свой лагерь, но ни у него, ни у царя не было сил для нанесения сокрушительного удара.
Состоявшаяся 25 июня 1608 года на Ходынском поле битва царских войск с тушинцами ничего не решила, царь потерял около 14 тысяч человек, столько же потерь было и у Лжедмитрия II. Вскоре он подчинил себе уже и несколько северо-западных и северо-восточных территорий с Галичем и Устюжной, воеводы которых поспешили присягнуть самозванцу. Банды холопов и отряды польских шляхтичей бродили по лесам и дорогам Костромы и Ярославля, Вологды и Ростова Великого, Устюга и Тотьмы, грабившие местное население.
О короле Сигизмунде III и поляках
В течение 1609 года по поручению царя его родственник талантливый полководец Михаил Скопин-Шуйский сумел одержать ряд важных побед над самозванцем и упрочил положение Москвы. Узнав об этом событии, осенью в конфликт двух «полуцарей» решил вмешаться третий претендент на московскую корону – польский король Сигизмунд III. Он вторгся на русскую территорию и занял предместья Смоленска. Король считал себя достойным русского престола, поскольку вёл свой род от великого князя Литовского Ягайло - сына русской княжны и женатого на русской княжне.
Он обратился к тушинцам, приглашая польских подданных к себе на службу и предлагая убить самозванца или отправить его к нему на суд. Лжедмитрий II почуял неладное и решил бежать, куда глаза глядят. В декабре 1609 года он переоделся в крестьянскую одежду, сел в навозную телегу и ночью покинул лагерь. Тушинский табор развалился сам собой, Москва освободилась от блокады и праздновала победу. Самозванец еще не был разгромлен, но царь был озабочен победами Скопина-Шуйского и решил избавиться от него, считая претендентом на трон. Вскоре на пиру он был отравлен. Это вызвало ликование польского короля, он знал, что заменить полководца некому, а пожилой царь Василий – ему не соперник. Он срочно сформировал многочисленное польское войско во главе с гетманом Жолкевским, которое направилось к Москве.
24 июня 1610 года у села Клушино русские и польские полки вступили в ожесточённую схватку, которая закончилась поражением Шуйского. Об этом стало известно в Калуге, где находился у местных воевод Лжедмитрий II, который тоже решил выступить на Москву в союзе с польским гетманом Сапегой. Семеро московских родовитых бояр - членов временного правительства, так называемая Семибоярщина, видя, что все враги, и польский король и воеводский самозванец, выступают единым фронтом против Шуйского, свергли его с престола, насильно постригли в монахи и отправили в Иосифо-Волоцкий монастырь, где позднее его пленил гетман Жолкевский, возвращаясь к королю в Смоленск. Многие годы царь провёл в польском плену и скончался в неволе. Так Провидение наказало его за вероломное убийство Михаила Скопина.
Лжедмитрий II, ожидая со сторонниками в Калуге погоды для переезда в Астрахань, где он намеревался обосновать своё царство вдали от русских лесов и городов, в конце 1611 года был убит своей охраной. Полякам он уже был не нужен.
Сигизмунд III не решился идти на Москву, хотя своих планов занять русский престол не оставил. В переговорах с Семибоярщиной, которые свергли Шуйского и согласились признать его сына Владислава своим царём, король потребовал ввода польских войск во все крупные города для наведения порядка. Турецкому султану в послании он хвастался, что далеко простер свои владения и веру, успешно завершил дела в Московии, усмирил «дикие и темные северные народы».
Освобождение Москвы и окончание смуты
В Москве в это время находился польский воинский гарнизон. Поведение поляков в городе вызывало негодование москвичей, в конце концов, они подняли восстание и стали громить и поджигать их дома и лавки. Поляки испугались восстания и закрылись в Кремле.
В начале 1612 года положение Руси стало нетерпимым, патриотически настроенные русские люди все чаще обращались к воеводам и боярам с требованием навести, наконец, порядок в измученной стране, изгнать из Москвы иноземцев, восстановить законную власть в государстве, положить конец грабежам, разбоям и насилию.
Нижегородский староста Кузьма Минин обратился к торговым людям с призывом отдать треть своего имущества на содержание народного ополчения, Зарайский князь Дмитрий Пожарский призвал всех русских людей, неравнодушных к судьбе Отечества, вступить в народное ополчение и начать военный поход на Москву, чтобы изгнать из Кремля засевших там чужестранцев и русских бояр-предателей, покончить со смутой и междоусобицей, установить, наконец, власть, которую будет поддерживать весь народ, и которая будет заботиться о всех своих подданных и их безопасности. Эти призывы нашли горячий отклик в сердцах многих русских людей, они вооружались и добровольно записывались в ополчение Второе народное ополчение. Со спасительной иконой Казанской Божией Матери из Нижнего Новгорода, через Ярославль они выступили в Москву, разгромили в городе отряды гетмана Хоткевича, осадили Кремль и вынудили поляков и предателей – бояр, до предела оголодавших и обессилевших, покинуть крепость. С многолетней кровавой смутой, с бесконечной борьбой за обладание троном, с засильем иноземцев, пытавшихся насаждать чуждую русскому человеку веру, было покончено.
Произошло это историческое событие 4 ноября 1612 года без участия вооруженных сил и структур власти. Русский народ, осознавший себя единым и ответственным за судьбу страны, по призыву патриотов спас свою отчизну от распада и гибели.
В. Алферов, член Клуба военачальников РФ.
Источники: Л.Е. Морозова, «Смута на Руси», Историческое расследование, АСТ-Пресс, 2008;
С.М.Соловьев, «История России с древнейших времён», М., 2005;
Н.И.Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей»., М.,2007.
Ссылки и фото из открытых источников.