Устьнедумская святыня
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в д. Озерской
В Лузском районе находятся 16 старинных храмов, являющихся уникальными памятниками архитектуры, но в большинстве, к сожалению, находящиеся в плачевном состоянии, ожидающие реставрационно-восстановительных действий. А самой примечательным, но не по архитектурным достоинствам и изыскам, а возведенная на месте духовного подвига преподобного Леонида Устьнедумского, хранящая под спудом его святые мощи церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Проезжая дорогой на Устюг из Лузы, мимо деревни Озерской, невозможно не заметить сияющие кресты на маковке и шпиле Введенской церкви, скрытой за высокими деревьями. Именно так этот храм я и увидела впервые несколько лет назад, ничего о нем еще не зная. А, если свернуть с трассы, то дорога к храму ведет вдоль берега озера Черного, по деревенской улочке. И душу радует, и взор ласкает, балует природная красота этого места, наполненная тишиной, гармонией, умиротворенностью. Сам храм окружен со второй половины прошлого века погостом и деревьями, а ранее, судя по старой фотографии 1950-х годов, это место было открытым, ровным и чистым. Далее дорога ведет в низину на прокопанную старцем речку Недуму, к купели Преподобного Леонида Устьнедумского.
Строительство здания храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в деревне Озерская Лузского района датируется серединой 18 века и архитектурной стилистикой характерна для барокко, особенно ярко представленного в наружной отделке основного объема. Храм имеет традиционную осевую композицию «кораблем». Основной объем выполнен в форме четверика с прорезанными в верхнем ярусе прямоугольными окнами. На четверик с пологим сферическим сводом поставлены два уменьшающиеся восьмигранные световые барабаны. Завершается купол храма крестом над луковичной маковкой, установленной на цилиндрической шее. С восточной стороны четверика примыкает пятигранная алтарная апсида.
С запада к кубическому телу Введенского храма пристроено обширное помещение трапезной с выдвинутыми дополнительными приделами. По левую сторону - иконы Божией матери Одигитрии Смоленской и по правую от центрального Введенского престола, располагается придел великомученицы Параскевы Пятницы. Внутри помещения сообщаются через арочные проемы. Дополнительные алтарные апсиды расположены с востока выступающей за основную линию трапезной.
Боковые фасады трапезной декорированы портиком, завершенным треугольным фронтоном. Над теплой каменной кубической папертью возвышается высокая восьмигранная колокольня, завершением которой, является крест на остром шпиле. Арочные проемы звона ориентированы по сторонам света, установлены колокола. Такая форма храмов с выдвинутыми приделами, завершением купола малым восьмериком появилась сначала в Великом Устюге под влиянием московских храмов типа церкви Св. Иоаннна Воина на Якиманке (1712г.) и уже к середине 18 века получила широкое распространение на Русском Севере.
Устьнедумская Богородицкая каменная церковь построена в 1763 году на высоком мысе Черного озера тщанием Лальского купца Ксенофонта Емельянова сына Захарова, освящена теплая 1766-го года, а холодная 1771-го года. А ранее принадлежала Устьнедумской Богородицкой мужской пустыни, основанной в 1608 году преп. Леонидом (1551-1654). Исполняя повеление самой Богородицы и настойчиво побуждающее его покинуть Кожеозерский Богоявленский монастырь, ставшей первой обителью пустынника Леонида, и идти на Двину в Моржегорскую Николаевскую пустынь, взять там Образ ее Одигитрия и перенести ее на Лузу. Сначала Леонид никому не говорил о сновидении и ушел в Соловки, для поклонения мощам пр. Зосимы и Савватия, где прожил три года как новоначальный, трудясь в пекарне и увидев вновь сон с Богородицей и устрашившись, что не исполнил ее повеления, Леонид отправился в Моржевскую пустынь. Там он прожил год, и, открыв неоднократное видение свое, уже в четвертый раз здесь повторившееся и даже место явственно увидел, указанное Богородицей, настоятелю Корнилию (Кочергину, 1599-1623), получив икону Одигитрия, Леонид пошел на назначенное место к реке Лузе.
Пришедши на Лузу, он построил деревянную часовню и поставил в ней икону Пресвятой Богородицы Одигитрии. Местные жители, поначалу не принимавшие его, стали постепенно приходить помолиться перед святой иконою, принесенной из дальней обители и избравшей себе место в их стороне. А познакомившись ближе с пустынником, видя в нем истинного подвижника, стали посылать ему все необходимое для жизни, прося молитв о себе. А от прославляемой иконы Одигитрии потекли исцеления и чудеса.
Чтобы построить храм Божий, Леонид отправился к митрополиту в Ростов, и получил на это благословение митрополита Филарета и антиминс, для ее освящения и удостоился сам сана священства. По возвращению, совместно с окрестными жителями был построен деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Освятил церковь 17 февраля 1608 года и перенес в нее чудодейственную икону.
Старец с отеческой любовью принимал приходивших к нему, оказывал благотворное влияние своими беседами и наставлениями. Служил для них примером искренней веры и благочестия, послушания Воле Божией. А также был примером для подражания жителям «Лузской Пермцы» неутомимым трудолюбием, строгим порядком в общежитии и хозяйственности, предприимчивости и находчивости. А сколько вынес преп. Леонид борьбы с негостеприимною природой, сколько принял трудов при устроении обители! Место, где находились церковь и монастырские постройки, было низкое и сырое, окруженное болотами. Чтобы осушить его 60-летний старец решил копать от Черного озера до реки Лузы протоку, длиной около 2 км. При этом мучился от зноя, паутов и комаров, но не оставлял своего труда, как вдруг его ужалила змея в левую ногу. Старец хотел бежать, но боль в ноге не давала, и он стал слезно молиться Господу и пречистой Богородице, а затем уснул. И услышал глас: «Не скорби старче и не думай бежать, но уповай на милость Божию. Помогает тебе Пресвятая Богородица и от змия не будет тебе вреда». Леонид продолжил свой труд, а исток назвал Недумою рекой.
Но река Луза весной выходила из берегов и топила монастырь. За два года до своей кончины, в возрасте около ста лет, Леонид перенес обитель свою на другое более возвышенное место – высокий мыс берега озера Черного и построил с благословения Ростовского митрополита Варлаама, новую деревянную церковь также во имя Введения во храм Божией матери с приделом великомученицы Параскевы Пятницы. Церковь эта была освящена архимандритом Устюжского Архангельского монастыря Арсением, 25 мая, 1652 года, а икону в этот день торжественно перенесли с крестным ходом и с пением хвалебных песен на новое место!
К великому сожалению, чудотворный образ Одигитрии, принесенный преп. Леонидом, утерян во время разорения храма, после революции. В издании «Церковное слово», №19, 1907 года опубликовано житие Леонида Устьнедумского, составленное В. Лебедевым, в котором содержится описание той иконы. «Образ Одигитрии небольшого размера, хорошей иконописи; на нем венец, поля и оклад сребро-золоченные, чеканной работы; оглавие и риза низаны по фольге мелким жемчугом с разноцветными каменьями и вставками». Сейчас в церкви почитается список иконы Одигитрия Смоленская 19 века. Престольный праздник иконы Божией Матери Одигитрия Смоленская отмечается 10 августа. Святыней храма, также является образ Богородицы «Утоли моя печали». Через этот образ, любимый всем православным народом, просят Богородицу утолить не только печали, но и болезни, жестокость и злобу людскую, губящие душу страсти. В самом названии этого образа глубокий смысл иконы - в страданиях наших мы уповаем, на светлую помощь Пресвятой Богородицы.
Почитаем также Образ Пресвятой Богородицы «Знамение», вписанный почти в квадратный формат (90х80см) со святыми Николаем Чудотворцем и Марией Египетской на полях. Икона в деревянном киоте, хорошей сохранности, образ находится в Пятницком приделе.
Образ самого преподобного Леонида Устьнедумского чудотворца представлены в Введенском храме на нескольких иконах. Иконография Леонида Устьнедумского была разработана московской иконописной мастерской в 1970-е годы, когда усилиями архимандрита Вятской епархии Трифона (Парамонова) по прославлению святого чудотворца, были собраны случаи чудесных исцелений у раки святого и в Недуме-реке. Сюжетом иконографии Леонида Устьнедумского послужил исторический факт из его жизнеописания. На иконах Леонид Устьнедумский, изображается в монашеском облачении, с иконой Богоматери в руках, предстоящим или идущем у реки, с белой церковью и с лесочком на берегу.
В иконостасе Пятницкого придела на небольшой иконе (34х26 см) с золотым фоном, фигура преп. Леонида располагается по центру во весь рост. Жест правой его руки благословляющий, а в левой руке он держит образ Богородицы. В верхней части иконы изображение Троицы. Святой Леонид представлен стоящим на берегу озера, на дальнем холмистом берегу которого изображены деревянная шатровая церковь и хвойный лес.
Примечателен помещенный в Пятницком приделе образ преп. Леонида Устьнедумского, выполненный в стиле народной живописи на холсте (60х48 см). Святой Леонид в черном монашеском облачении, с заплечным мешком, опирается одной рукой на посох, другой поддерживает привязанный к груди образок Богоматери. В нижнем левом углу иконы размещен фрагмент белой церкви. Старательно прописаны травы и ели на втором плане. Фигура заключена в арочное пространство, обрамленное условными узорами из завитков по охристому фону.
Для поклонения, почти в центре храма установлена резная молочного цвета рака с ажурным растительным орнаментом, на которую положен образ во весь рост почившего преподобного Леонида Устьнедумского. Над ракой, на стене находится икона с образом святого Леонида в киоте современного письма (35х35см, размер киота48х48см). На солее в пределе иконы Одигитрии установлена гробница, условно символизируя место почивания под спудом святых мощей Леонида Устьнедумского.
Дорогой и любимой святыней Устьнедумской церкви является двухсторонняя живописная икона Господь Вседержитель (103х89см), а с обратной ее стороны сюжет Введения во храм Пресвятой Богородицы, расположенная на перегородке, отделяющей клирос. На обратной стороне иконы Господь Вседержитель написан сюжет Введения во храм Пресвятой Богородицы. Этот праздник отмечается 4 декабря, как предвестие благоволения Божия к человеческому роду, началом совершения полноты действия Божия Промысла, исполнением Божественного замысла о воплощении, проповеди, крестной смерти и Воскрешения Сына Божия! На иконе отраженна история, как трехлетняя Мария посвящается на служение Господу. Икона была очень темной, почти совсем черной и изображение на ней едва различалось, но в последнее время проявилось! Как и многие другие иконы, например, «Нечаянная радость» и «Страстная», посветлели и стали отчетливо видны, по словам служащих в храме много лет женщин.
Еще совсем недавно, по моим ощущениям, Устьнедумская церковь с кладбищем навевала меланхолию и безотчетную тоску. Внутри храма было очень холодно даже в летнюю жару, а в действующем Пятницком приделе, отгороженного капитальной стеной, вмонтированной в арочные проемы от остального пространства, было очень тесно и душно, особенно в праздничные дни. В настоящее время церковь ожила, задышала теплом, наполнилась светом и уютом, и собирает теперь на литургию еще большее количество прихожан и паломников!
А.В. Чернышева, постоянная участница Устьнедумских чтений