Традиции, праздники и обряды деревень Грибошинского поселения
Я бы хотела немного рассказать о том, что узнала о некоторых традиционных летних религиозных праздниках, особо почитаемых в нашей местности – бывшем Грибошинском сельском поселении. Лето в деревне пора особенно горячая. Крестьянский труд не знает праздников и выходных, но наши предки умели не только много трудиться, они находили время для отдыха, веселья, соблюдения древних традиций.
Летние праздники начинаются с Троицына дня или Пятидесятницы. Отмечается Троица на 8 – й неделе по Пасхе. Накануне Троицы в Троицкую субботу – поминовение усопших. В нашей местности этот праздник наиболее почитаемый. До сих пор сохраняется обычай ходить на кладбище. К этому дню готовятся заблаговременно. Хозяйки пекут рыбные пироги, колобушки, шаньги, сладкие пироги, красят яйца – традиционное поминовенное угощение. Перед тем, как отправиться на кладбище, хозяйки обходят дом по ходу солнца с молитвой «Отче наш». Предполагается, что данный ритуал оберегает семью от несчастий. После этого все члены семьи идут на кладбище. С собой не берут острых предметов: ножей, вилок, есть нужно руками. Рыбный пирог кладётся головой к церкви. Мясные блюда, как поминовенное угощение брать не полагалось. По приходу на кладбище так же соблюдается ритуал: первыми заходят взрослые по - старшинству, а замыкают процессию дети. Возвращаются же в обратном порядке. Этот ритуал так же направлен на то, что уходить в мир иной необходимо по старшинству, т.е. как бы оберегает молодых от преждевременной смерти. По приходу с кладбища обязательно моют руки перед тем, как войти в дом. По сегодняшний день Троицкая суббота в нашей местности считается одним из самых главных поминовенных дней. В этот день люди приходят не только из ближайших деревень, но и съезжаются отовсюду. Около кладбища можно встретить машин с номерами из самых разных регионов нашей страны. Именно здесь пересекаются и встречаются люди, не видевшие друг друга иногда десятилетиями. Может быть ещё и поэтому ритуал сохраняется и по сей день. (его можно сравнить с празднованием десятого воскресенья на Лальском городском кладбище).
Троица отмечается в воскресенье. Неделя восьмая по Пасхе. В прежние времена, когда в церкви проводилась служба почти всё взрослое население, шло туда. Позднее, когда храм закрыли, женщины ломали берёзовые ветви, приносили в дом и сохраняли на божнице (полка на которой стоят иконы). В прежние времена берёзку ломали с особыми, обрядовыми песнями. К сожалению, не осталось людей, которые могут сейчас вспомнить слова этих песен. Берёзовые ветви затем пользовали при освещении домов святой водой, выгоняли скот, а иногда применяли в качестве воспитательной меры к особо шаловливым детям. В этот день принято ходить в гости к родственникам, друзьям с угощением. Вспоминать усопших родственников, но не с горечью. Скорбеть в этот день не принято, напротив; люди веселятся, поют песни. Начиная с Троицына дня можно заготавливать берёзовые веники. Понедельник после Троицы – Духов день. «Земля именинница» - говорили в старину. В этот день нельзя заниматься работами на земле: пропалывать огород, проводить посадки, рыть землю. Этот день – день особого отношения к Земле – кормилице. До 20 –х годов прошлого века крестьяне не выходили в поля и огороды ни на барщину, ни на другие работы.
Петров день – 12 июля. Заканчивался Петров пост, который длился с яичного заговенья. С Петрова дня начинали заготавливать сено. Травы вызрели, зацвели. На празднование времени не было, поэтому ограничивались тем, что верующие посещали утреннюю службу в церкви. Женщины, выгнав скотину на пастбища, спешили на службу. Отстояв праздничную литургию, возвращались домой, собирали нехитрую еду для всех членов семьи, занятых на сенокосе, и спешили на покос. В деревне оставались лишь древние старики и маленькие дети. Тем не менее, почти в каждом доме в этот день был рыбный пирог, жарёха из речной рыбы или уха. Так как, святые первоапостольные Пётр и Павел считаются покровителями рыбаков. С этого дня появлялся овод, который особенно сильно донимал скотину. Помимо этого замечали, что если в Петров день дождь, то обязательно дождь будет и в Прокопьев, и в Ильин день, если же погода стояла погожая, то и на Прокопия и на Илью дождя ждать не следует.
Прокопьев день. 21 июля. День Прокопия Праведного широко отмечали в деревне Лопотово. Если этот день выдавался дождливым, то хозяйки никуда не спешили. Отправляли детишек в лес по – грибы, ягоды, мужики занимались починкой инвентаря, рыбалкой. Женщины же готовились к празднику: пекли, стряпали, жарили, парили. Даже если день выдавался вёдренным, то обязательно находили время для того, чтобы приготовить угощение. Вечером, закончив все дела по – хозяйству, отправлялись в гости в деревни Комельская, Тимошинская, Лопотово к родственникам. Празднование заканчивалось в деревне Лопотово почти под утро. Пляски, песни под гармошки и балалайки. Разнообразной игрой на балалайках удивляли женщины Шемякина Олимпиада Алексеевна и Осташова Ольга Алексеевна. Молодёжь собиралась отдельно. У них тоже были свои развлечения: игры в ремень, ручеёк, рыбаков, гляделки. Детишки оставались дома с престарелыми бабушками и дедушками, так как время было позднее. Местная же детвора ухитрялась подсмотреть за парами, сбежав из – под надзора стариков, и наутро было известно кто за кем ухаживает, кто кого провожает до дома. Утром снова ни свет, ни заря шли на работу, управив скотину, истопив печь. В печи готовили еду на целый день. Ставили томиться саламаты из репы и брюквы, мясо в кринках, молоко (варенец – томлёное в печке молоко до коричневого цвета), яичницу.
Ильин день – 2 августа у наших предков считался уже осенним праздником. «Олень отпустил рога в воду» - говорили они. Значит, с этого дня запрещали купаться детям. Вода в речках, особенно в лесных, становится тёмной, не прогревается. Ночи тоже становятся всё холоднее и длиннее. С Ильина дня пропадают насекомые: оводы, слепни, так досаждавшие всё лето. В нашей местности празднование Ильина дня не было таким масштабным, как, например, Прокопьева. Сенокосная пора была ещё в разгаре, в огороде поспевали овощи, в лесу ягоды, грибы – всё надо успеть запасти за короткий срок. «Осень припасиха – зима подбериха», вот и приходилось нашим прабабушкам и прадедушкам, да и бабушкам прихватывать время ещё и у ночи, чтобы успеть подготовится к суровой зимней поре.
Надо отметить, что каждый праздник начинался с похода в церковь, пока она не была закрыта. Позднее, хозяйки справляли молитву дома. В каждой деревне находились люди, соблюдающие религиозные традиции. К ним обращались местные жители для того, чтобы сотворить молитву по особому случаю: праздничную, по – выгону скота на пастбище, по – усопшему, при благословлении молодых на семейную жизнь, даже по крещению детей и в других, необходимых случаях.
Всё меньше и меньше остаётся людей, которые могли бы поведать о той поре. Но не из простого любопытства интересует прошлое наших предков, а для того, чтобы сохранить свою историческую память, корни, традиции и передать их будущим поколениям. Без прошлого нет настоящего и будущего. Для того, чтобы не исчезла эта память, проводятся дни деревень, причём приурочиваются они к той дате, в которую чтили память того или иного святого в каждой деревне. В эти дни стараются приехать бывшие жители деревень на свою историческую родину с детьми, внуками. Здесь происходят не только встречи и застолья, готовится историческая справка по деревне, рассказывается о старейших жителях, а если удаётся получить такую информацию, то и об основателях деревни, основных видах занятий, и, конечно же, о людях, прославивших свою малую родину. Проводятся конкурсы на знание местных диалектов, названия хозяйственной утвари, а некоторые экземпляры демонстрируются. Старшее поколение без труда справляется с заданиями, а вот у молодых людей они вызывают затруднения. Интерес к таким встречам не снижается год от года. Может быть, хотя бы таким способом удастся сберечь то немногое, что сохранили мы в своей памяти.
Материал подготовлен Марией Бачуринской (печатается в сокращении)
по воспоминаниям Бачуринской Тамары Всеволодовны, Чушовой Зои Ивановны,
Пластининой Нины Зосимовны, Носковой Надежды Алексеевны.