Душа жива в слове
(Василию Ивановичу Белову 89 лет)
Василия Белова считают родоначальником такого направления в литературе, как деревенская проза. Он стал автором множества рассказов, нескольких романов и повестей, писал и этнографические очерки. На основе его произведений снято пять картин. Книги Белова, в которых он воспевает русскую землю до сих пор публикуют не только в России, но и далеко за ее пределами. Говорят, что писатель жив, пока находятся те, кто читает его книги, бережет в памяти встречи с ним и его мудрые наставления. Своими воспоминаниями о В.И. Белове с читателями сайта делится Николай Алешинцев.
«Не знаю, что ещё можно написать о человеке, который своим творчеством и своим отношением к жизни заслужил народную любовь и уважение к нему не только как к писателю, но и как к близкому другу. Многое сказано и всё по существу и всё, правда. Потому я не буду повторяться, а расскажу лишь о тех моментах встреч с Василием Ивановичем и о его письменных наставлениях, которые были точны и доброжелательны, а главное в них не было и тени тщеславного превосходства над новичком, взявшимся за перо.
Первый раз я увидел и услышал писателя на одном из областных партактивов. Василий Иванович говорил медленно, словно обдумывая каждое слово. Говорил о стране и более всего о попытке развернуть Сухону, и, конечно, о гибели русских деревень. Повторю: говорил он медленно, словно обдумывая каждое слово, и очень тихо. А зал просил говорить громче, все хотели услышать каждое его слово. Позже я узнал, как много делал Василий Иванович для Вологодской области. Говорят, что добиваясь открытия предприятия Вологодский картофель писатель, будучи депутатом Верховного совета, открутил пуговицу на пиджаке Николая Ивановича Рыжкова, и тот, чтобы спасти остальные, отправил его к начальнику Госплана. Возможно это легенда, но часть истины в ней точно есть. Предприятие успешно работает. Я имел честь на нём побывать. Понравилось.
Главная же боль Василия Ивановича, прошлое и будущее крестьянства и Россия. Писатель в России невольно политик и вникает во все перипетии жизни страны. Потому при встрече, (одна из которых состоялась на квартире 11 сентября 2001 года), в день американской трагедии, мы много говорили о политике. Василий Иванович очень переживал о гибели людей, и называл организаторов теракта самыми беспощадными словами. А России, говорил он, нужен царь, который возьмёт на себя всю полноту ответственности за страну. Я, конечно, робел и не спорил с писателем, да и слушать было куда полезнее, чем говорить. Василий Иванович и Ольга Сергеевна его супруга оказались простыми в общении и очень гостеприимными хозяевами. Меня, всегда удивлял тот факт, что ещё в горбачёвские трезвые годы, поддерживая модное тогда движение, он начисто отказался от спиртного и всегда даже в компании друзей, выпивать себе не позволял.
Говорили и о литературе. Василий Иванович называл фамилии понравившихся ему поэтов и писателей и отмечал особенности их произведений, и чем они ценны. Я посылал иногда ему свои рассказы, и он обязательно прочитав их, всегда пусть коротко, но указывал на мои промахи и мои успехи. Благодаря ему, некоторые мои рассказы и очерки печатались в областных и даже российских изданиях. Он не всегда «ласково» характеризовал события, и личности, но никогда не высказывался против своих понятий чести и достоинства. С ним надёжно, потому что, как бы хорошо он к тебе не относился, обязательно скажет то, чего ты своим поступком или произведением заслуживаешь. По его отношению, можно сверять курс своего поведения и своей жизни. Каким чувством определил он, что я хочу всерьёз заниматься литературой для меня до сих пор загадка. Да и не только для меня. Многие из людей пишущих и сейчас задаются вопросом: «Зачем они взялись за столь тяжёлый нравственный крест, который нельзя бросить и который, особенно в периоды неудач, беспощадно изнашивает душу». И нет у них ответа. Нет его и у меня. Так получилось. Потому что писатели, вообще творческие люди не умирают. Они, уходя, передают эстафету с расчётом, что свеча, освещающая такую разностороннюю человеческую жизнь, никогда не угаснет.
Я благодарен судьбе за встречу с Василием Ивановичем и Ольгой Сергеевной, которая всегда была ангелом хранителем не только в самые тяжёлые годы его жизни, но, по сути, им является и сейчас. Хорошо, что неравнодушные люди страны и области хранят память о Василии Ивановиче, а его книги и Всероссийские Беловские чтения помогут новым поколениям поэтов и писателей выбрать свой замечательный, во всех отношениях, творческий и жизненный путь.»
Н. С. Алешинцев
Николай Созонтович Алешинцев родился в 1950 году в деревне Анисимово Стреленского сельсовета Великоустюгского района. Окончил Великоустюгский сельскохозяйственный техникум.
Всю свою энергию, знания и силы он отдавал селу, родной земле - работал ли он егерем, управляющим отделением, председателем колхоза, директором совхоза. Последние годы перед выходом на пенсию занимал пост главы администрации сельского поселения Орловское. Сейчас на заслуженном отдыхе. Активный участник межрегиональных фестивалей «Славяне Поюжья» (Вологодская и Кировская области), «Солонихинские зори» (Вологодская и Архангельская области), «Восток литературный» (восточные районы Вологодчины).
Стихи и рассказы печатались в районной газете «Советская мысль» (г. В.Устюг), в коллективных литературных сборниках великоустюгских авторов «Откройся, мир!» (2001 г.), «Стихи и песни о Великом Устюге», «Я вижу этот мир таким...» (2008 г.), «Колокол за лесом» (2012 г.), в краеведческом альманахе «Великий Устюг», в региональном альманахе «Звезда Поюжья» (2006 г.), в областном литературном журнале «Лад Вологодский», в областной газете «Красный Север», в издательстве «Охотничья библиотечка».
Читателям Лузской районной библиотеки им. В.А.Меньшикова Николай Алешинцев знаком по книге рассказов «Час за закатом».
Алешинцев, Н. С. Час за закатом: стихи, проза. - Великий Устюг, 2005. - 134 с.
Материал подготовила Н.Лычакова