4 ноября - День народного единства
СЛОВО О НОВОМ ПРАЗДНИКЕ
День народного единства – государственный праздник Российской Федерации, отмечаемый 4 ноября, начиная с 2005 года. Казалось бы, он учреждён Федеральным законом № 201 – ФЗ от 29 декабря 2004 года совсем недавно, но его смысл и название отсылают нас к историческим событиям, имевшим место четыреста лет назад. Именно в ноябрьские дни 1612 года Москва и вся Россия были избавлены от польско – литовских оккупантов русскими людьми, объединившимися в народное ополчение, и кровавая многолетняя Смута на Руси сошла на нет.
Летописи свидетельствуют, что в IX – X веках новой эры славянские племена Древней Руси, обитавшие в верхнем и среднем течении Днепра, призвали для защиты от кочевников опытного воина Рюрика с вооруженной дружиной из Западной Померании, который стал княжить в Новгороде, основав династию Рюриковичей. В дальнейшем, верховная власть в русских княжествах передавалась от отца к сыну (в подавляющем большинстве случаев), и эта традиция прочно укрепилась на Руси.
Однако случилось так, что в 1584 году русский царь Иван IV Грозный скончался, не оставив после себя законного наследника: старший сын царевич Иван Иванович погиб в результате смертельного удара по голове железным посохом, нанесённого отцом во время ссоры, болезненный и бездетный средний сын Фёдор Иванович передал управление страной брату своей жены боярину Борису Годунову. Младший сын Дмитрий, рождённый шестой женой Грозного, не мог считаться законным наследником. Вместе с матерью и родственниками мальчик был сослан под надзор в город Углич.
С этого времени в Русском государстве начался период безвластия, самозванства, нападений вооруженных иностранцев, измены воевод и боярства. Наступило безвременье, так называемая Смута. Боярская Дума в 1598 году избрала русским государем Бориса Годунова, но законным наследником царя он не был, поэтому очень неуверенно чувствовал себя на престоле, всюду ему мерещились соперники, недоброжелатели и заговорщики. Смуту остановить он не смог.
В 1601 году в Польше, а затем на Украине, появился, как позднее выяснилось, беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев. Весной 1603 года он публично объявил себя законным наследником русского престола царевичем Дмитрием, который, якобы, в Угличе чудом спасся. Его активно поддержали польские шляхтичи и король Сигизмунд, именитые русские бояре, воеводы и казаки. Они снабдили самозванца деньгами и вооружили тогда ещё небольшое войско для похода на Москву. Папа Римский благословил этот поход против Руси, он давно вынашивал мысль об уничтожении православия на её территории и о верховенстве католической церкви на просторах Московии.
Войско Лжедмитрия быстро увеличивалось, к нему начали присоединяться все недовольные царской властью русские люди, не только воеводы и бояре, но и крестьяне, запорожские и донские казаки, просто лихие разбойники. Польские и литовские гусары составляли ядро этой силы. Самозванец обещал всем, кто его поддержит, придворные чины, различные блага, богатство, царские милости и крутую воинскую карьеру. Войско его двинулось на Москву, по пути одерживая победы над царскими дружинами. Потерпев несколько поражений, самозванец, тем не менее, получил поддержку от предателей бояр и воевод, от донских и запорожских казаков, и к весне 1605 года находился уже под Москвой.
Несчастный случай в Угличе, во время которого в 1591 году погиб царевич Дмитрий, был поставлен обществом в вину Годунову, якобы, устранившему законного наследника. В апреле 1605 года Годунов скоропостижно скончался. Сына Фёдора Борисовича и его мать Марию Григорьевну 10 июня 1605 года бояре убили в Кремле, как незаконно захвативших царский трон. Московский престол оказался свободным.
Лжедмитрий I при поддержке русских военных и знати, поверивших, что он является сыном Ивана Грозного, въехал в Кремль и занял царские палаты и казну. Князь Василий Шуйский, вначале поддержал самозванца, а затем организовал против него заговор. В мае 1606 года заговорщики убили самозванца и выбросили труп из Кремля, русским царём бояре избрали Василия Шуйского, дальнего родственника одного из Рюриковичей. Но и он пробыл на престоле недолго, новый самозванец Лжедмитрий II с предателями – боярами, польскими и литовскими гусарами одержал над царскими войсками ряд военных побед и встал своим лагерем в Тушине под Москвой, накапливая силы для взятия города. Впоследствии Шуйский, потерпев ряд поражений в борьбе с самозванцем и поляками, вызвал к себе враждебное отношение русского боярства и оказался в польском плену, где в 1612 году скончался.
Я не буду пересказывать здесь все исторические подробности и перипетии борьбы за государственную власть того периода, это сложная тема, требующая глубокого и всестороннего исследования всех её аспектов. (Подробности легко найти в исторической литературе). Здесь лишь скажу, что борьба за Русь развернулась ожесточённая. Даже русские люди разделились в своих предпочтениях на враждующие лагеря, одни соблазнялись посулами самозванцев (а их, повторю, чередовалось немало) и поступали к ним на службу, другие продолжали биться за родную отчизну, её целостность, веру и независимость.
Пользуясь трудным положением страны, в вооружённую борьбу против русского государства включились иностранцы: польские и литовские политические и вооружённые люди. Они стремились военной силой растерзать нашу родину, лишить её самостоятельности, разграбить казну и богатства, уничтожить православную церковь и насадить чуждое русским людям католичество.
В нашей истории были такие периоды времени, когда опустевший царский престол в Кремле занимали случайные люди, неспособные к руководству государством, самозванцы, проходимцы и мошенники. Одно время, русским царём объявлялся сын польского короля Владислав, да и сам король Сигизмунд намеревался занять трон в Кремле. Пыталось управлять Русью марионеточное правительство, составленное Боярской Думой и получившее в народе презрительную кличку – Семибоярщина. Тяжёлое для русских людей было то время, не случайно данный период нашей истории именуется Смутой.
Но Русь выстояла! Произошло это благодаря тому, что простые жители её земель и городов различного национального и социального происхождения, не смирившиеся с бедственным положением отчизны, объединились в вооруженную силу для спасения родины. На призыв нижегородского купца Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, которые в разосланных грамотах обратились к жителям русских городов подняться на защиту родины и прогнать из Москвы всех неприятелей, наши люди откликнулись, они встали с оружием в руках в ряды народного ополчения.
С православными молитвами, хоругвями и знамёнами, под сенью иконы Казанской Божией Матери это вооруженное ополчение двинулось с берегов Волги через Ярославль и пришло в Москву, прирастая на пути многочисленными сторонниками и единомышленниками. 4 ноября 1612 года ополченцы очистили Кремль от польских интервентов. Все самозванцы, завоеватели были изгнаны из Первопрестольной, предатели-бояре за содеянное примерно наказаны.
Позднее в 1613 году руководители ополчения созвали Земский Собор из представителей почти всех русских городов и земель, на котором был избран новый русский царь Михаил Фёдорович Романов. Царская династия Рюриковичей прекратила существование, наступала династия Романовых.
День 4 ноября с того времени стал отмечаться Русской православной церковью как праздник иконы Казанской Божией Матери. Сегодня этот праздник является всенародным, одновременно в нашей стране День народного единства является ещё и Днём воинской славы России.
В. Алферов, член Клуба военачальников РФ.
Источники:
С.М. Соловьев, «История России с древнейших времен», М., Изд. «ЭКСМО», 2014г.
Л.Е. Морозова, «Смута на Руси. Выбор пути», М. – АСТ-ПРЕСС, КНИГА.