23 января - День рождения ТАНИ САВИЧЕВОЙ
23 января - день рождения Тани САВИЧЕВОЙ, ленинградской девочки, написавшей блокадный дневник. Она стала символом тех страданий, которые перенесли все жители осажденного Ленинграда.
Её дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали детскую душу, когда один за другим уходили все её близкие:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». Утро 22-го июня 1941 года, принесшее войну, изменило планы многих людей. Сплоченная семья Савичевых осталась в Ленинграде,чтобы быть вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Старшего сына Мишу забрали на войну. Лека, Леонид, из-за плохого зрения на фронт не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.
Сама Таня тоже не сидела сложа руки. 11-летняя девочка вместе с другими ребятами помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось. Как и большинство жителей блокадного Ленинграда, умирали от голода, холода и дистрофии её родные. Таня все чаще открывала свою записную книжку, чтобы запечатлеть даты смерти – один за другим ушли из жизни ее сестра, брат, бабушка, дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Осталась одна Таня».
Вместе с другими ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую область. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и отогревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поправилась. Прогрессирующие дистрофия, цинга, нервное потрясение и костный туберкулёз, которым Таня переболела в раннем детстве, окончательно подорвали её здоровье, и 1 июля 1944, не дожив до 15 лет, Таня Савичева умерла.
Она так и не узнала, что не все Савичевы погибли. Старшая сестра Нина была спасена: вместе с предприятием, где она работала, её эвакуировали на Большую землю. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.
Дневник Тани Савичевой, как напоминание о тех страшных днях и предостережение ныне живущим выставлен в музее истории Ленинграда. О жизни многих ленигргадских детей, в том числе и Тане Савичевой читайте книги: Илья Миксон «Жила-была», Юрий Яковлев «Девочки с Васильевского острова» и другие.
ПАМЯТИ ТАНИ САВИЧЕВОЙ
Девять страничек. Страшные строчки
Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
«Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной… » Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом.
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник,
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!
Илья Малышев