27 марта - памятный день военной истории России
Битва русских с половцами при Сальнице в 1111 году.
Замечательный русский учёный - историк Сергей Михайлович Соловьёв, опираясь на глубокие и всесторонние исследования исторических источников и, прежде всего, на летописную «Повесть временных лет», сообщает нам о половцах, взаимоотношениях русских земледельцев с этими кочевниками, причинах противостояния и подробностях великой битвы с ними русских князей на берегах реки Сальницы.
Древняя Русь в те времена представляла собой совокупность родоплеменных образований, состоявшую из удельных территорий, каждая во главе со своим князем, дружиной и селениями. Князья, несмотря на то, что происходили от одного предка, часто дрались в кровь между собой за новые территории. При внутренней безладице и княжеских усобицах Русь никак не могла оградить себя от воинственных варваров, тем более, когда князья сами приглашали кочевых иноплеменников для участия в своих междоусобиях друг против друга. Долго ещё князья проявляли своё древнее назначение предводителей воинственных славянских шаек, и только принятие христианства мало – помалу преобразовало их в земских правителей.
В 1030 году сын Ярослава Мудрого новгородский князь Владимир, желая покончить с жестокими набегами печенегов, возглавил дружину и сразился с ними под стенами Киева. В тот раз новгородцы, выручавшие киевлян, сообща дрались против «поганых» весь день, и одержали блестящую победу, самую счастливейшую для Отечества, сокрушив одним ударом силу лютейшего из врагов своих. Русь навсегда избавилась от разорительных нападений злобных кочевых разбойников.
Но, как писал в «Истории России с древнейших времён» С.М. Соловьёв: «Отечество наше, избавленное от печенегов, с ужасом видело приближение новых варваров, дотоле неизвестных в истории мира. Половцы (другое наименование-команы) - народ кочующий, единоплеменный с печенегами и, вероятно, с нынешними киргизами, обитал в степях азиатских близ моря Каспийского, вытеснил тюркские племена гузов, принудил многих из них бежать к Дунаю, изгнал печенегов из нынешней юго-восточной России и занял берега Черного моря до Молдавии, ужасая своим поведением все государства соседние. О нравах этого народа летописцы говорят с омерзением: грабёж и кровопролитие служили им забавою, шатры временным жилищем, кобылье молоко, сырое мясо, кровь животных – обыкновенною пищею. Мир с такими варварами мог быть только опасным перемирием.
В 1061 году половцы, не имея терпения дождаться лета, с князем своим Секалом зимою вероломно нарушили договор с Переяславским князем Всеволодом и ворвались в его владения. Они победили русских, взяли и сожгли несколько городов и селений, нигде не находили сопротивления, с богатой добычею и невольниками возвратились к Дону. С сего времени начинаются бедствия Руси.
Обременённый летами и недугами киевский князь Всеволод, ещё один сын Ярослава Мудрого, огорчался бедствиями народными и властолюбием младших князей - своих племянников, которые, желая господствовать, не давали ему покоя и беспрестанно требовали новых уделов. Бедное Отечество стонало от внешних неприятелей, нуждалось в защитниках и не находило их: половцы свободно грабили города и сёла повсюду на Руси, народ стенал. Сын Всеволода и внук Ярослава Мудрого киевский князь Владимир, прозванный Мономахом по матери, которая была дочерью Императора Византии Константина Мономаха, пребывал в унынии, половцы бесчинствовали всюду, уже по обоим берегам Днепра дымились сёла, обращаемые в пепел семи жестокими варварами.
В 1098 году Русь в первый раз увидела торжественное собрание русских князей на берегу Днепра в городе Любече, призванное добиться прекращения междоусобицы и объединения сил для борьбы с набегами варваров. Нет сомнения, что Владимир Мономах, благоразумнейший из князей русских был виновником и душою сего достопамятного собрания. Сидя на одном ковре, они благоразумно рассуждали, что Отечество гибнет от их несогласия, что им должно, наконец, прекратить междоусобие, соединиться душою и сердцем, унять внешних разбойников – половцев, успокоить государство, заслужить любовь народную. Но усобицы не прекратились из-за предательства одного из князей. Давид Игоревич, князь Владимиро - Волынский, вероломно заманил своего соперника - Теребовльского князя Василько и на почве давней вражды выколол ему глаза. Народ, видя усобицу князей, их частое изгнание за пределы княжеств, не мог иметь к ним того священного уважения, которое необходимо для государственного блага.
30 июля 1100 года созван был второй съезд русских князей. Он стал счастливее первого. Половцы, опасаясь последствий этого союза, запросили мира, который лишь отсрочил войну, необходимую по мнению Мономаха. Весной 1111 года князья – Владимир Мономах и брат его Святослав - в одном шатре советовались с боярами. Дружина Святослава говорила, что если они возьмут коней у земледельцев, то поля останутся невспаханными и в сёлах не будет хлеба. «Удивляюсь, - отвечал Мономах, - вы жалеете коней более Отечества. Мы дадим время пахать земледельцу, а половчин застрелит его на самой ниве, въедет в село, пленит жену, детей и возьмёт всё имение оратая». Бояре не смогли оспорить сего убедительного возражения.
Встревоженные половцы решали, что им делать. Старший хан их Урособа говорил, что надо просить мира, русские будут драться отчаянно, так как много натерпелись от кочевников. Русские князья с дружинами направились к югу, остановились за днепровскими порогами. Там воины облачились в доспехи, князья построили своё соединённое войско, которое стройными рядами двинулось в степь дремучим необозримым бором на врага. Мономах велел священникам идти перед воинством со крестами и церковным пением. Когда полки русские столкнулись с полками половецкими, то разразился гром, пошел сильный дождь, ветер с ливнем хлестали в лицо половцам, брань была лютая, и много падало воинов с обеих сторон. Мономах не стал стоять, как обычно, ожидая натиска половецких всадников, а повел войско свое им навстречу. Воины сошлись лицом к лицу, половецкая конница в этой толчее потеряла маневр, а русичи в рукопашной схватке были искуснее и стали теснить неприятеля. Увидев в центре битвы стяг Мономаха, они усилили натиск и одолели «поганых». Объятые тайным ужасом половцы стали как сонные, едва могли управлять своими конями и смятые мощным ударом русских дружин побежали в разные стороны. Урособа и 19 других ханов пали в сражении. Битва самая отчаянная и кровопролитная доказала превосходство русских в искусстве воинском. Мономах сражался как истинный герой и быстрым движением своих полков сломил неприятеля. Летописец говорит, что ангел свыше карал половцев, и что головы их, невидимою рукою ссекаемые, летели на землю. Взятого в плен хана Бельдюза привели ко князю, сей пленник хотел откупиться серебром. «Сколько раз, вы – клятвопреступники, обещали мир и губили христиан? Да будет кровь на главе твоей!» – сказал Мономах. Хана рассекли на части. Победители взяли в добычу множество скота, верблюдов, коней, освободили невольников, взяли пленных. Никогда ещё русские князья не одерживали такой разгромной победы над воинственными кочевниками, довольные славою пришли они домой. А слава об этой битве и победе православных русичей над варварами дошла да всех стран тогдашней Европы, до католического Рима, благословлявшего крестовые походы западных христиан на восток. Надолго остался русский князь Владимир Мономах в памяти народной, как главный и единственный герой данного похода».
Речки Сальницы сегодня не найти на географических картах Придонья, нет, она не пересохла и не исчезла, просто, в вопросах её локализации у историков нет пока единого мнения. Подробно проанализировав основные гипотезы и выдвинув дополнительные аргументы, отечественный историк М.Ф. Гетманец пришёл к выводу, что Сальница – это старое название реки Сухой Изюмец, впадающей в Северский Донец напротив Изюмского Кургана. А замечательную победу славянских дружин под предводительством русского князя Владимира Мономаха на берегах этой реки над воинственными и злобными половцами стали отмечать 27 марта как Памятную дату военной истории России!
В.Алферов, член Клуба военачальников РФ.
Источники:
Соловьёв, С.М. История России с древнейших времён. - Москва: Издательство «Эксмо», 2014 г.
Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. - Москва: Издательство «Эксмо», 2014 г.