Библиотека
Дата и время

«Мы с ВАМИ встретились,

но не прощаемся, УЧИТЕЛЬ…»

  

  Nehaev29 ноября 2023 года исполнилось бы 95 лет  Нечаеву Валентину Ивановичу. Предлагаем нашим читателям размышления доктора филологических наук, лектора кафедры «Русский язык и культура» университета г. Тапмере , выпускника Лузской средней школы № 2 1980 года Александра Зеленина, выражающего чувство глубокого уважения и благодарности своему учителю В. И. Нечаеву за встречу на его жизнном пути.

 

   "Что такое благодарность в нашей жизни? Она закладывается с детства вместе с желанием родителей научить ребенка говорить «спасибо» в ответ на какое-либо доброе дело или подаренную вещь (конфету, игрушку), проходит этап критического осмысления в переходном или юном возрасте между понятиями разной глубины и насыщенности «спасибо» и «благодарю», укрепляется в зрелом возрасте вместе с осознанием себя как личности, связанной с прошлым, настоящим и будущим… И в каждом возрасте – свое понимание благодарности, в каждом возрасте – свои ориентиры и путеводные звёзды, ведущие нас по жизни и направляющие наше ви́дение жизненных целей, приоритетов, ценностей.

   Почему я начал свой рассказ так издалека? Потому, что с этими двумя словами («спасибо» и «благодарю») и мы, россияне, живём с вами в 20 и 21 веках, и эти слова описывают мой нарастающий и углубляющийся диалог с Валентином Ивановичем Нечаевым на протяжении многих десятилетий нашей дружбы. Если бы В. И. Нечаев прошел, присутствовал в моей жизни только как учитель, наверное, я бы поблагодарил его нейтрально-вежливым словом «спасибо». Но роль Валентина Ивановича в моей жизни намного величественнее, мощнее, светоноснее, поэтому я не устаю благодарить его именно словом «благодарю».

   <i>В.И.Нечаев с А.Зелениным и Л.Назимовой</i>Школа… Средняя школа №2, в которой я учился, которую окончил и которая осталась в моей памяти, в моём сердце как очень теплый и надёжный очаг знаний, островок стабильности, прочности и радостного детства. (на фото В.И.Нечаев со своими учениками А.Зелениным и Л.Назимовой). Конечно, мы, школьники, стеснялись произносить слово «благодарю», считая его стариковским, немодным, устаревшим. Но я хорошо помню, что я порой, когда никто из одноклассников не слышал, в средних классах тихонько говорил Зое Андреяновне Нечаевой слово «спасибо»; на бо́льшее я был тогда неспособен. Почему Зое Андреяновне? Да потому что она и Валентин Иванович были сплетены для меня (да, наверное, и для многих?) как одно неразрывное целое.

   И только в старших классах школы, когда В.И. Нечаев вёл у нас уроки литературы, открывая широкий мир мечтаний и страданий, идеалов и их падений на примере судеб литературных героев, «примеривая» их на наши плечи, вот тогда в моей душе стало интуитивно рождаться какое-то новое чувство, смешанное из «спасибо» (за знания, за пробуждение мысли, за сомнения) и «благодарю». Это последнее чувство, упрятанное в последнем слове, пока еще было малознакомо и малопонятно мне, так как моя душа ещё не доросла до его глубинного смысла.

   Настойчивые советы Зои Андреяновны и Валентина Ивановича поступать на филологический факультет Кировского пединститута были мне и приятны, и тревожны: смогу ли поступить? смогу ли впоследствии работать учителем русского языка и литературы?.. Но я хорошо помню те минуты укрепления и накопления моей уверенности в себе и даже гордости собой, что такие педагоги, как они (а в школе №2 они были одни из самых лучших и авторитетных) советуют мне пойти по их пути: ах как страшно!.. оправдаю ли их доверие?

   В Киров я не поехал… Я решил попытать счастья поступить в Сыктывкарский университет. Чем отличается институт и университет? Для лузского паренька это была неразрешимая задача… Куда идти, у кого спросить совета? Думаю, ответ ясен.

   Иду неуверенной походкой к их дому (раньше они жили на улице Островского), Зоя Андреяновна и Валентин Иванович хозяйничают в огороде. Объясняю ситуацию, что я хочу делать. Ни слова не говоря, они снимают рабочую одежду и приглашают в дом: такие дела на улице не решаются, такие разговоры на улице не разговариваются! Разговор были долгим, убеждающим, поддерживающим, но домой я летел просто на крыльях!..

   Шли годы… Я бывал у них и в годы своего студенчества в Сыктывкаре, а затем в Ленинграде, и в годы работы в институте языкознания Академии наук СССР (России). Вот в эти годы произошло то переключение внутреннего тумблера в моей душе и в моем сознании от слова «спасибо» к слову «благодарю». Когда я думаю сейчас об этом, вспоминаю те далекие годы, те ситуации, полные сомнений, неуверенности, боязни, даже страха, именно поддержка Зои Андреяновны и Валентина Ивановича (вместе с непоколебимой уверенностью и задором моей замечательной и невероятной мамы) оказывали решающее влияние на принятие моих решений смело идти в науку, чтобы быть преподавателем уже не школе, а в институте или университете.

   Эти чувства признательности, естественно, выше тех чувств и эмоций, которые мы вкладываем в слово «спасибо», так как чувства благодарности основываются на том ощущении, что тебе дают крылья, тебя зовут, приглашают в полёт. Я ощущал себя Икаром, которому дает совет мудрый Дедал (Зоя Андреяновна и Валентин Иванович). Это была моя признательность, благодарность учителям не только и не столько рационально осознанная, осмысленная в разуме и разумом, сколько идущая из глубины души, от потайных струн сердца. Курсы старославянского и древнерусского языков, курсы древнерусской литературы в Ленинградском университете помогли мне понять глубину и суть церковнославянизма «благодарить»: это испытывать почтение и даже благоговение к тем людям, которые тебе «подарили»  крылья в жизни, вывели на высокую скалу и напутствовали: лети… перед тобой – необъятный мир!

   Думаю, тогда в слове «благодарность» для меня воедино слились, сплелись две стихии: разум и полученные знания (интеллектуальная поддержка моих учителей) и душа, сумевшая оценить и склониться в глубоком уважении к учителям (для меня, для моего сердца, памяти они до сих пор существуют как единая, нераздельная пара: Зоя Андреяновна и Валентин Иванович). Думаю, благодарность формируется и рефлексируется в душе и сознании, когда человек осознает себя в окружающем, распахнутом навстречу мире, когда видит вокруг себя десятки, сотни, тысячи ниточек, связывающих его с прошлым, настоящим, будущим.

  Чувство благодарности не исчезает, не растворяется в пространстве и времени; благодарное отношение к уважаемым людям продлевается посредством памяти и повторяющихся воспоминаний, придающих человеку силу и уверенность: ничто не возникает из ничего и ничего никуда не исчезает. Благодарность подпитывается «памятью» об удивлении, удовольствии, радости или волнении от встреч со значимыми людьми, с которыми человек сталкивался в своей жизни. Благодарность соединяет нас с тем, что было в нашей жизни прежде, благодарность обогащает нас личностно и духовно, она дает ощущение непрерывности и уникальности жизни.

   Я благодарен вам, Валентин Иванович и Зоя Андреяновна, за уже состоявшуюся встречу на жизненном пути в этом мире и надеюсь на будущую встречу с вами. Мы с вами встретились, но мы с вами не прощаемся…"

 

А.В.Зеленин, г. Тампере, Финляндия, 2023г.

 

А.Зеленин О Валентине Ивановиче Нечаеве, заслуженном учителе школы РСФСР

.

Вебмастер - разработка и продвижение сайтов г. Киров Яндекс.Метрика