"Дети сурового времени"
Час истории с таким названием о детских домах Лузского района прошел 27 января для учащихся 10-х классов государственной школы г.Луза. Библиотекарь читального зала районной библиотеки им.В.А.Меньшикова Г.Г.Заикина с помощью электронной презентации познакомила школьников с одним из важнейших событий Великой Отечественной войны - Ленинградской битвой (27 января -День воинской славы) и рассказала о том, какую помощь оказали наши район и область жителям блокадного Ленинграда.
Во время Великой Отечественной войны Кировская область приняла сотни тысяч эвакуированных жителей Ленинграда и Ленинградской области. Только в августе 1941 года из Ленинграда в Кировскую область прибыло 100 тысяч человек. Почти столько же в январе-марте 1942 года - истощенных, ослабленных от голода и холода, больных, нуждающихся в усиленном питании и заботливом уходе. В то суровое время из города спасали всё, но главной ценностью были дети. Чтобы сохранить их жизнь, надо было вывезти детей в глубокий тыл. За весь период войны на вятскую землю, ставшую вторым домом для эвакуированных ленинградцев, прибыло более 70 тыс. детей. За годы войны каждый пятый из них останется сиротой.
К августу 1941 года в нашу область прибыли дети из 230 ленинградских детских садов, детских домов и интернатов численностью около 30 тысяч. Первыми эвакуировали из блокадного Ленинграда самых маленьких, и только потом тех, кто постарше. Для их размещения было предоставлено 400 лучших школьных зданий. Детей из Ленинграда вывозили на большую землю на самолёте, который был рассчитан на 24 человека, а брал по 50-55: настолько дети были худые и измождённые.
Со станции Котельнич детей развозили по разным районам области. Одним из главных вопросов было питание. Продовольствием школы-интернаты и детские сады обеспечивали колхозы. Поставляли хлеб, картофель, молоко, овощи, мясо и др. продукты. По селам и деревням для эвакуированных детей собирали тёплые вещи: валенки, шапки, рукавицы.
Не остался в стороне в такое суровое время и наш район. В поселке Лальске, бывшем районном центре открылись два детских дома. Они не вмещали всех прибывающих детей, поэтому был открыт детдом и в пос. Лальской бумажной фабрики (п.Фабричный). Всего детскими домами в Лальске было занято 5 больших красивых зданий, сохранившихся до сих пор. По документам Лузского архива в п. Фабричном разместили детей из Красногрвардейского Дома малюток г. Красногвардейска Ленинградской области, в Лальске – из Дома малюток Ленинградского педиатрического института. И, кроме того, в Лальске был ещё дошкольный детский дом №71, также перевезенный из г. Ленинграда.
Адаптация к новым условиям и жизни без родителей проходила очень долго. Многие из маленьких детей, совершенно обессиленные были похожи на человеческие скелеты и не могли передвигаться. Из воспоминаний воспитателей детского дома: «Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину».
«Ленинградским воспитателям, а также женщинам - лальчанкам, которые стали работать в детдомах, пришлось пережить очень многое: приходилось выхаживать детей, кормить с ложечки, обрабатывать пролежни. И самым страшным было то, что не всех детей удавалось выходить», - так рассказывала своей дочери воспитатель детского дома Ю. Михеева.
В Лузском районе жила воспитанница детского дома малюток Елена Егоровна Кузьмина, имевшая правительственный знак «Житель блокадного Ленинграда». Вместе с воспитателем Зинаидой Владимировной Бестужевой они поддерживали связь с другими ленинградцами, а также работниками детских домов Лальска. Е.Кузьмина попала в Ленинградский дом малютки в 7-месячном возрасте, как ребенок «врага народа». Маму репрессировали по 58 статье, так им больше и не пришлось встретиться. Леночка осталась сиротой, а потом второй раз её «осиротила» война, выдернув из родного города. О своих родных Елена Егоровна ничего не знала. В те тяжелые послевоенных годы о судьбе репрессированных лиц по «той» статье страшно было даже напоминать.
Вот что вспоминала Елена Егоровна об эвакуации: «Когда началась война, мне шел четвертый год. Особенно врезался в память ужасный вой сирен. Это было в Ленинграде, где я жила. Вот услышишь ее и надо бежать, а мы, напуганные постоянной бомбежкой малыши, с перепугу сидим и плачем…Потом была дорога на восток: большой черный паровоз с красной звездой и вагоны. В вагонах много детей. Наш поезд неоднократно бомбили: нас из вагонов на улицу – плачем, потом мы плачем, потому что не хотим обратно в вагоны, от многих из которых только покореженная груда железа осталась, всюду раненных таскают. Тут ножка оторвана, там ручка. А сколько было убитых. Вот и нас солдаты опять подхватят и бегом в укрытие ли, в вагон. Хоть и мала еще 4 года всего, но разве такое забудешь. Как добрались до Лальска, уже не помню. Осталось лишь в памяти, что многие из нас не то, что ходить, стоять не могли – так ослабли. И ещё запомнилось, что привезли нас на место накануне новогодних праздников. А ножки у детей от перенесенного стресса не ходили. Наденут на нас мешки, у шеи завяжут, шапочку оденут и положат рядом с детьми, где все играют. А мы смотрим. Вокруг[новогдней ёлки] заложены матрасы, и воспитатели выносят нас и кладут на эти матрасы. Мы радуемся празднику, тянемся слабенькими ручонками к самодельным игрушкам, встать - то сил нет. Так у елочки и лежали, пока остальные хороводы водили. Взрослые видят всё это и плачут».
В документах Лузского архива есть точные даты, указывающие на время отъезда работников детского дома, ленинградцев - это июнь 1944 г. Детей же увозили немногих, т.к, практически у всех родители погибли. И после Победы дети-ленинградцы так и остались в Лальске. И во время войны и после неё по достижении 14 лет их направляли на учебу в ФЗУ или на работу. Так Елена Егоровна и окончила Лальскую семилетку, потом вечернюю школу, институт. Поднимала Целину, долгое время жила в Казахстане. Но Е.Кузьмину все время тянуло на лальскую землю, ставшую родиной. И она вернулась, чтобы до конца своей жизни уже не покидать её.
В 2014 год - год 70-летия полного освобождения Ленинграда от блокады Е.Е.Кузьминой и участнику войны, лузянину И.Н.Вахрушеву были вручены медали «Защитнику Ленинграда».
Начиная с 1980 года ленинградцы - воспитанники Лальского детского дома проводят встречи в Лальске, в Кирове или в Ленинграде. До сих пор воспитанники детского дома приезжают в Лальск со всех уголков бывшего Союза. Здесь они полюбили прекрасные места с добрыми, приветливыми людьми. Здесь они видели заботу о них, чувствовали, что они не одиноки…Они это помнят. А память для человека, как корни для дерева.
Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в нашей помощи, внимании и в добром слове. Самое большое, что мы можем сделать в благодарность, - это сохранить в памяти историю наших дедушек и бабушек, передавая её из поколения в поколение, помнить и уважать их подвиг!
Материал подготовили по страницам газ. "Северная правда" Г.Г.Заикина и Г.А.Ширяева