16 ноября – Международный день толерантности.
«Толерантность – это искусство жить в мире людей и идей».
(А.Г. Асмолов)
Ежегодно 16 ноября отмечается Международный день толерантности – праздник терпимости и понимания. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году. Под толерантностью (терпимостью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».
Россия славится, как многонациональное государство, на территории которого проживает более 190 народов. Каждый народ отличается своей историей, культурой и наследием.
В каждой области, крае, районе помимо коренного населения проживают народы и других национальностей. Так и наш Лузский район не стал исключением. В деревне Озерская проживает Енерекова Антонида Викторовна. По национальности она алтайка. Родилась Антонида Викторовна в селе Курмач-Байгол Турочакского района Алтайского края в 1960 г. В 2 года переехала в село Бийка, юные годы проживала в районном центре с. Турочак. Волею судьбы в 1985 году Антонида Викторовна приехала в Лузский район, да так и осталась здесь.
Теплыми воспоминаниями Антонида Викторовна делится о традициях своего народа: «Алтайцы – очень гостеприимный народ, поскольку верят в то, что у всего есть свой дух. В алтайском народе твердо верят, что не существует большего, чем огонь, священного, чем огонь. Жизнь и благополучие каждой алтайской семьи зависит от огня очага. Огонь почитают с самых древних времен. На Алтае существуют правила почитания огня. В обряд почитания огня (Оттын байы) входит кормление. Огню преподносят продукты, которые никто не пробовал, обычно молочные, кисломолочные, хлебобулочные и сладкие. Таким способом алтайцы благодарят огонь за его тепло и пищу.
В алтайских семьях с детства ценится почтительное отношение к старшим. Главой в алтайской семье является отец. Мальчики находятся с ним с малолетства. Он учит их охоте, мужской работе, обращению с конем. Младший сын по традиции живет с родителями и провожает их в последний путь».
У алтайцев множество легенд, народных сказаний. Эти истории передаются из поколения в поколение в виде эпосов, которые не рассказывают, а поют. Одна «песня» может длиться несколько дней. Исполняются они посредством горлового пения, который называется «кай», а рассказчик — «кайчи». Пение сопровождается игрой на национальных инструментах: топшуре (это двухструнный щипковый музыкальный инструмент, на котором играет сказитель во время исполнения эпоса) и ятакане (струнный щипковый музыкальный инструмент).
топшур ятакан
Главные праздники алтайцев.
У алтайцев 4 главных праздника:
Эл-Ойын - всенародный праздник и фестиваль национальной культуры,на который приезжает много гостей, в том числе, других и национальностей. Проводится этот праздник раз в два года. Во время праздника проходят концерты, конкурсы, спортивные состязания и другие интересные мероприятия. Главное условие участия - наличие национального костюма.
Чага-Байрам – «Белый праздник»,что-то вроде Нового года. Начинается он в конце февраля, в период новолуния. Главная цель его - поклонение Солнцу и Алтаю. Именно в период этого праздника принято привязывать кыйра-ленты, преподносить угощения духам на тагыле - алтаре. После совершения обрядов начинается народное празднование.
Дыылгаяк - языческий праздник, аналог русской масленицы. На этом празднике алтайцы сжигают чучело - символ уходящего года, веселятся, устраивают ярмарку, весёлые аттракционы и конкурсы.
И ещё один праздник – это курултай сказителей - соревнования для кайчи, Мужчины соревнуются в навыках горлового пения, исполняют сказания под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов.
Грехнева Т.И., Патракова Е.Е.