Быть ли казаться?
Нужен тот, кто нужен. Нужен, когда нужен... Нужен, пока нужен.
А. Алексин.
Занятие «Быть ли казаться? или нравственные проблемы в повести А. Алексина «Раздел имущества», посвященное дню толерантности, было проведено Лузской детской библиотекой для учеников 10 класса КОГО АУ СШ г. Лузы.
Анатолий Алексин пишет о подростках и для подростков. Он утверждает обязанность ВЗРОСЛЫХ видеть в каждом растущем человеке ЛИЧНОСТЬ, утверждает КРАСОТУ жизни и КРАСОТУ поступка.
Эту небольшую повесть «Раздел имущества» прочитали почти все, молодцы! Но произведение трагично, и, конечно, оно вызовет сильное неприятное чувство. Читая, мы испытываем эмоциональное потрясение, заставляющее переосмыслить жизнь и переоценить приоритеты.
Вначале мы обозначили тему: «отношение в семье людей разных поколений», она актуальна и злободневна. К сожалению, понимание того, что надо быть благодарным людям, которые посвятили нам свою жизнь, приходит не всегда вовремя.
В ходе мероприятия рассмотрели проблемы, поднятые автором в произведении с позиции нравственных законов, с медицинской и с социальной сторон. Отношение к пожилым людям (бабушкам, старым матерям) - это мерило нравственности человека. Предательство по отношению к ним - великий грех, который никогда не искупить.
Характеризуя героев, надо было расположить их в таком порядке, чтобы на первом месте стоял, самый лучший человек, затем – чуть похуже и т.д.
На первом месте оказалась бабушка Анисия Ивановна или мама Ася (так звала её внучка Вера), дальше сама девочка Вера, баба Маня, Федька-След, молодая судья, папа Веры, мать мужчины, бабушка Веры по матери. Далее мать Веры, жена мужчины, мужчина-сын менялись местами, но, однозначно, мама Веры - отрицательный персонаж. Согласитесь, нечасто встречается в литературе, когда отрицательным персонажем выступает мать главной героини.
По ответам можно сделать вывод, что родителей Веры толерантными, то есть терпимыми по отношению к другим не назовешь.
Толерантной личностью в этом произведении можно назвать бабушку, потому что с ролью окружающих в социальной адаптации «особых детей» справилась только она – мама Ася.
В заключении десятиклассникам было предложено написать ответ на вопрос «Кого вы считаете «самым главным человеком» в своей жизни?»:
- конечно, это – МАМА: «самый близкий человек, подарила жизнь, воспитала в любви и заботе, никогда не предаст, не бросит, поддерживает, дает советы, помогает, можно обо всем поговорить, «я её люблю!» и др. (13 человек);
- родители «они дали мне всё, что нужно», «что я умею» и «я им благодарен», (3 человека);
- папа (2 человека), потому что «понимает лучше всех», «поддерживает, дает возможность сделать что-то новое»;
- самого себя (2), т.к. «только от себя зависит дальнейшая судьба», «потому что я умный!»;
- «всех, кто внес свой вклад» (1);
- солист группы, т.к. «его музыка помогла мне справиться с некоторыми душевными проблемами» (1).
Все люди рождаются разными. Все имеют право на жизнь. Какой будет жизнь, зависит от тех, кто рядом. Хочется верить, что после нашей встречи мы задумаемся и будем любить, ценить и уважать наших близких. Нельзя выбрасывать из своей жизни людей, словно ненужные, отслужившие вещи. Нужно уметь быть благодарным. А мы - взрослые должны не забывать, что наши поступки - пример для наших детей. Нельзя соперничать за душу ребёнка.
Н.Н. Мельчакова, зав. Лузской д/б