Василий Александрович Сухомлинский
Ты рожден человеком;
но Человеком надо стать.
В. А. Сухомлинский
Василий Александрович Сухомлинский - педагог, публицист, писатель, поэт. Родился в бедной крестьянской семье 28 сентября 1918 г. в с. Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области. Умер 2 сентября 1970 г., пос. Павлыш, Онуфриевский район, Кировоградская область.
Летом 1934 года поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью в 1935 году прервал учёбу в вузе.
В июле 1941 года добровольцем ушел на фронт. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил, с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.
С 1948 года и до последнего дня жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. Именно там он создавал «Школу радости», где занятия проходили в нестандартной форме, а оценки были только с положительные. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал огромное влияние на развитие всей отечественной педагогики.
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд.
Воспитательная система Сухомлинского держится на трёх столпах: гуманность, разносторонность и внутренняя смысловая ценность.
Книга Василия Сухомлинского «Родительская педагогика» состоит из статей учителя, написанных им в 60-х годах, бесед с родителями и его писем к сыну. Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью.
Можно выделить несколько основополагающих принципов педагогики Сухомлинского:
- Воспитание без наказаний. Это один из пунктов гуманности.
- Поощрение желания ребёнка быть хорошим - движущая сила обучения и воспитания.
- Запрет на удовлетворение деструктивных желаний. Желания ребёнка педагог делил на два вида: конструктивные и деструктивные. Если родители удовлетворяет любые запросы ребёнка, то из него получается капризный раб прихотей.
- Природа — источник нравственного воспитания. Познание растительного мира — это начало умственного развития ребёнка.
- Обработка информации по четырём пунктам. Чтобы ответить на вопросы учителя или сделать задания, детям нужно было пройти четыре ступени.
Лестница (снизу вверх):
* первая ступень: замечаю (что? кого?);
* вторая ступень: наблюдаю (для чего? за чем? за кем? как?);
* третья ступень: размышляю (зачем? почему? как? для чего?);
* четвёртая ступень: узнаю (что мне это дало? что я теперь знаю?)
- Трудовое воспитание порождает человечность и доброту. Главная заслуга — сделать своими руками, проявляя творчество. А прививать полезный труд можно начинать в 5-6 лет.
- Главный предмет — человековедение.
- Педагог считал, что уроки нужно делать в одно и то же время, что приучит ребёнка к усидчивости и самостоятельности. Родители не должны выполнять задания за сына или дочь, но помогать организовывать рабочее время — это их прерогатива.
Василий Александрович выделял четыре средства воспитания:
- Слово. Педагог должен воздействовать на учеников словом, без применения физических наказаний. А главное умение воспитателя — говорить.
- Авторитет педагога. Дети должны любить и уважать педагога, который в свою очередь обязан быть открытым, искренним и честным.
- Индивидуальность ребёнка. Индивидуальный подход к каждому ребёнку — основной аспект гуманизации воспитания. Он необходим для понимания внутреннего мира маленького человека.
- Доверие воспитателя к ребёнку и наоборот. Это одно из главных средств реализации методов воспитания. Оно делает процесс общения эмоционально насыщенным и плодотворным.
Сильные стороны педагогики Сухомлинского:
- эстетическое воспитание,
- формирование уважения к труду,
- учёт индивидуальных возможностей,
- развитие творческого начала,
- нет погони за оценками.
Цитаты о воспитании.
Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления.
Чем меньше у человека культуры, чем беднее его умственные, эстетические интересы, тем чаще просыпаются инстинкты и дают о себе знать грубостью.
Сухомлинский о чтении.
Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития.
Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа — это, прежде всего книга. Воспитание — прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга — это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.
Одна из причин духовной пустоты — отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе.
Книги В. А. Сухомлинского.
1. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3: в 3-х т. / В. А. Сухомлинский. – Москва: Педагогика, 1981. – 639 с.
2. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: (этика коммунистического воспитания), педагогическое наследие / Сухомлинский В. А. – Москва: Педагогика, 1990.
3. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. – Москва: Просвещение, 1981.
4. Сухомлинский, В.А. Письма к сыну: книга для учащихся / В. А. Сухомлинский. – Москва: Просвещение, 1987.
5. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. –Москва: Знание, 1978.
6. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский ; пер. с укр. Н. Дангуловой. – изд. 3-е. – Москва: Молодая гвардия, 1979.
7. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – 3-е изд. – Киев: Рад. школа, 1973.
8. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. – Киев: Рад. шк., 1984.
Н.Н.Грушина