Библиотека
Дата и время

Василий Александрович Сухомлинский

Ты рожден человеком;

но Человеком надо стать.

В. А. Сухомлинский

SuhomlinskiiВасилий Александрович Сухомлинский - педагог, публицист, писатель, поэт. Родился в бедной крестьянской семье 28 сентября 1918 г. в с. Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области. Умер 2 сентября 1970 г., пос. Павлыш, Онуфриевский район, Кировоградская область.

Летом 1934 года поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью в 1935 году прервал учёбу в вузе.

В июле 1941 года добровольцем ушел на фронт. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил, с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1948 года и до последнего дня жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. Именно там он создавал «Школу радости», где занятия проходили в нестандартной форме, а оценки были только с положительные. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал огромное влияние на развитие всей отечественной педагогики.

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд.

Воспитательная система Сухомлинского держится на трёх столпах: гуманность, разносторонность и внутренняя смысловая ценность.

Книга Василия Сухомлинского «Родительская педагогика» состоит из статей учителя, написанных им в 60-х годах, бесед с родителями и его писем к сыну. Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью.

Можно выделить несколько основополагающих принципов педагогики Сухомлинского:

- Воспитание без наказаний. Это один из пунктов гуманности.

- Поощрение желания ребёнка быть хорошим - движущая сила обучения и воспитания.

- Запрет на удовлетворение деструктивных желаний. Желания ребёнка педагог делил на два вида: конструктивные и деструктивные. Если родители удовлетворяет любые запросы ребёнка, то из него получается капризный раб прихотей.

- Природа — источник нравственного воспитания. Познание растительного мира — это начало умственного развития ребёнка.

- Обработка информации по четырём пунктам. Чтобы ответить на вопросы учителя или сделать задания, детям нужно было пройти четыре ступени.

Лестница (снизу вверх):

    * первая ступень: замечаю (что? кого?);

    * вторая ступень: наблюдаю (для чего? за чем? за кем? как?);

    * третья ступень: размышляю (зачем? почему? как? для чего?);

    * четвёртая ступень: узнаю (что мне это дало? что я теперь знаю?)

    - Трудовое воспитание порождает человечность и доброту. Главная заслуга — сделать своими руками, проявляя творчество. А прививать полезный труд можно начинать в 5-6 лет.

    - Главный предмет — человековедение.

    - Педагог считал, что уроки нужно делать в одно и то же время, что приучит ребёнка к усидчивости и самостоятельности. Родители не должны выполнять задания за сына или дочь, но помогать организовывать рабочее время — это их прерогатива.

    Василий Александрович выделял четыре средства воспитания:

    - Слово. Педагог должен воздействовать на учеников словом, без применения физических наказаний. А главное умение воспитателя — говорить.

    - Авторитет педагога. Дети должны любить и уважать педагога, который в свою очередь обязан быть открытым, искренним и честным.

    - Индивидуальность ребёнка. Индивидуальный подход к каждому ребёнку — основной аспект гуманизации воспитания. Он необходим для понимания внутреннего мира маленького человека.

    - Доверие воспитателя к ребёнку и наоборот. Это одно из главных средств реализации методов воспитания. Оно делает процесс общения эмоционально насыщенным и плодотворным.

    Сильные стороны педагогики Сухомлинского:

    - эстетическое воспитание,

    - формирование уважения к труду,

    - учёт индивидуальных возможностей,

    - развитие творческого начала,

    - нет погони за оценками.

    Цитаты о воспитании.

    Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления.

    Чем меньше у человека культуры, чем беднее его умственные, эстетические интересы, тем чаще просыпаются инстинкты и дают о себе знать грубостью.

    suhom3Сухомлинский о чтении.

    Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития.

    Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа — это, прежде всего книга. Воспитание — прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга — это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.

    Одна из причин духовной пустоты — отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе.

    suhom2Книги В. А. Сухомлинского.

    1. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3: в 3-х т. / В. А. Сухомлинский. – Москва: Педагогика, 1981. – 639 с.

    2. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: (этика коммунистического воспитания), педагогическое наследие / Сухомлинский В. А. – Москва: Педагогика, 1990.

    3. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. – Москва: Просвещение, 1981.

    4. Сухомлинский, В.А. Письма к сыну: книга для учащихся / В. А. Сухомлинский. – Москва: Просвещение, 1987.

    5. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. –Москва: Знание, 1978.

    6. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский ; пер. с укр. Н. Дангуловой. – изд. 3-е. – Москва: Молодая гвардия, 1979.

    7. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – 3-е изд. – Киев: Рад. школа, 1973.

    8. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. – Киев: Рад. шк., 1984.

    Н.Н.Грушина

Вебмастер - разработка и продвижение сайтов г. Киров Яндекс.Метрика