Устьнедумские чтения глазами участников.
30 июля - День памяти местного почитаемого святого прп. Леонида Устьнедумского. Ежегодно с 2010 года в Лузской районной библиотеке им.В.А.Меньшикова проходят межрегиональные православные краеведческие чтения "Усть - Недумские встречи", посвященные этому памятному дню. В прошлом году они прошли в десятый раз. В 2020 году по причине пандемии этому замечательному событию не суждено было состояться. Впечатлениями о предыдущих чтениях 2018 года с нами поделилась заместитель директора Кировского экономико - правового лицея Надежда Викторовна Шевелева.
«Приглашение поучаствовать в конференции я приняла сразу и с удовольствием, потому что была наслышана и о прп. Леониде Устьнедумском, небесном покровителе этой северной части Вятской земли, и о гостеприимных, открытых и сердечных жителях Лузы и Лальска.
Дорога не близкая, за шесть часов пути многое увидится и вспомнится. До Юрьи всё знакомо. Округа села Великорецкого — родная сторонушка моего отца, так что всё здесь хожено-перехожено, езжено-переезжено неисчислимое множество раз до милого Березника. А вот дальше — новое, неизведанное: Великая, Пахарь, Мураши, Комсомольский, Безбожник, Староверческая, Опарино, Латышский, Новый, Пинюг. В названиях станций — вся наша история: освоение новых земель, древний крестный ход с иконой святителя Николая, мечты о «светлом будущем», уничтожение храмов и лагеря для тех, кто был не согласен с «новым»…
* * *
Устьнедумские чтения собирают историков и краеведов из Вятки, Архангельска, Великого Устюга, Котласа, Сыктывкара, Вологды, Пинюга, Ярославля, Самары. Конференцию открыла Н.В. Лычакова: «Устьнедумские встречи традиционно проходят накануне празднования в честь преподобного Леонида Устьнедумского (1551–1654). Подлинная история Руси — это история её подвижников, потому что там, где появлялись святые молитвенники, загорался благодатный огонь православной веры…». Предваряя каждое выступление, Надежда Васильевна находила удивительно точные слова, раскрывающие суть авторского исследования.
О новых страницах истории Введенского храма, построенного прп. Леонидом и освящённого в 1608 году, рассказала И.Б. Лупанова, начальник отдела научно-справочного аппарата Государственного архива Кировской области. Её всегда интересно слушать: глубина, основательность, скрупулёзность исследований Ирины Борисовны неизменно вызывают уважение.
Моё выступление «Испытание веры на земном пути монахини Елисаветы (Видякиной), игуменьи Покровско-Богородицкой женской общины» было посвящено исследованию жизни Екатерины Ивановны Видякиной: послушническому опыту в Яранском Знаменско-Мариинском монастыре, благочестивым трудам по созданию обители и воспитанию сирот в местечке Танино Орловского уезда, вынужденному скитальчеству после закрытия монастыря и многочисленным арестам в советские годы.
Как преодолевал трудности лагерной жизни и насколько велик был духовный опыт архимандрита Сергия (Савельева) рассказали Елена Геннадьевна Летовальцева и Наталья Александровна Маурина, сотрудники библиотеки семейного чтения имени А.И. Суворова из пос. Пинюга.
Николай Михайлович Токмаков, краевед из г. Сыктывкара, поделился своими исследованиями о «Политических репрессиях в Верхнелалье», о трагических судьбах мирян, монахинь и священников.
О благотворителях церкви Благовещения Пресвятой Богородицы рассказала Юлия Феликсовна Страздынь, заведующая сектором Лальского районного краеведческого музея.
Светлана Николаевна Логина, заведующая выставочным залом Лальского историко-краеведческого музея, поделилась исследованием судьбы Марии Сергеевны Урванцевой, которую в детстве, по семейному преданию, благословила императрица Александра Фёдоровна.
Презентацию книги «Старина далёкая и близкая» об истории г. Сольвычегодска и роли купцов Строгановых в его становлении представила Марина Алексеевна Щеголихина, историк-краевед из г. Котласа.
Презентация ещё одной книги «Туровецкая Конная. Возрождение» Галины Александровны Подойницыной из п. Шипицина Котласского района также вызвала интерес участников чтений.
Завершилась конференция видеопрезентацией М.В. Зимиревой о том, что сделано для восстановления аникинского храма. По итогам Устьнедумских встреч выпускается сборник статей, и каждый желающий сможет удовлетворить своё любопытство неторопливым чтением. Недолгое чаепитие, обмен впечатлениями, и через несколько минут мы уже ехали в старинный Лальск. Организаторы учли пожелание Л.Л. Порфирьевой, и наше знакомство с городом началось с Успенской церкви, рядом с которой покоится протоиерей Алексий Попов, за могилой которого почти сто лет ухаживали сначала благодарные прихожане, а затем служители храма.
На кладбище мы увидели ещё одну достопримечательность Лальска — надгробный памятник, установленный рабочими бумажной фабрики на могиле директора С.М. Прянишникова (1837–1912), отдавшего делу процветания фабрики более 53 лет жизни. Искренняя благодарность рабочих выражена в эпитафии: «Глубокоуважаемый Сергей Михайлович! Мы, рабочие заведываемой тобою фабрики, движимые искренней признательностью за твоё отеческое отношение к нам, собрались у гроба твоего, чтобы воздать последний долг и проститься с тобой. Как много ты в течение своей долгой жизни, поражая нас своей энергией и трудолюбием, сделал для усовершенствования фабрики. Благодаря тебе для нас всегда находилась работа, и нам не приходилось разлучаться со своими детьми. А кто помогал нам материально и нравственно в бесчисленных нуждах наших? Кто поддерживал нас при воспитании наших семейств? Всё ты, покровитель и благодетель наш. Ты умер, постепенно угасая. Твой мощный дух долго боролся со смертью. Но не умрёт память о тебе: ещё долго фабрика будет собою напоминать о своём созидателе. Память о тебе будет передаваться из поколения в поколение. Прости нас грешных, если заставили тебя порой пережить несколько горьких минут! Дай Бог душе твоей, труженик и добродетель наш, упокоения, вечной радости Царствия Небесного».
Наш разговор о бумажной фабрике продолжился в краеведческом музее, который располагается в доме Прянишниковых. Про фабрику, вероятно, надо писать отдельную статью, ведь это было передовое производство, снабжавшее весь Север и Сибирь двадцатью видами бумаги высочайшего качества. А вот дом, построенный в 1880–1881 годах, заслуживает отдельных похвал и благодарностей музейщикам, сохранившим его. Роскошная гостиная, небольшая, но очень уютная. Старинная мебель, часы, рабочий двухтумбовый стол, граммофон, пианино, портреты, фотографии на стене. Впечатление такое, что хозяева только что вышли по делам, и вскоре вся семья соберётся. Кто-то уютно устроится на диванчике для чтения, кто-то непременно захочет сыграть и спеть новый романс. У хозяина много забот, он, конечно, за рабочим столом. Звонок позовёт в столовую, и все отправятся вслед за хозяйкой в соседнюю комнату пить чай…
Юлия Феликсовна Страздынь — потрясающий рассказчик, знаток своего дела. Она познакомила нас и с удивительной экспозицией самоваров и чайных принадлежностей, а потом мы спустились по крутым лестницам в комнату, где представлена экспозиция икон, хоругвей, священнических облачений, редких церковных книг XVIII века. Оказывается, все эти предметы находились в Благовещенском храме и переданы музею настоятелем церкви священником Романом Заяцом. Отдельная экспозиция посвящена протоиерею А.А. Попову, так много сделавшему для Лальска, Воскресенского храма, где он служил, и жителей этого городка.
И это ещё не всё! Мы отправились в церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, освящённую в 1763 году. Её архитектура характерна для велико-устюжской школы. Храмовый ансамбль виден отовсюду, ведь он расположен на высоком берегу реки Лалы. Чудо, что сохранилась колокольня. В годы борьбы с религией обычно первой взрывали именно колокольню, а в Лальске её использовали для обучения парашютистов. Настоятель храма иерей Роман Заяц рассказал нам об истории церкви, которая в безбожные годы закрывалась лишь на десять лет: с 1930 по 1940 год. Поразил необычный иконостас, обновлённый позолотой в 1980-х годах. А ещё отец Роман рассказал об иконе святителя Николая, которую называют Николой Лальским.
30 июля — праздник преподобного Леонида Устьнедумского, покровителя земли Лузской. Чудесное солнечное утро, и мы отправляемся в д. Озерки. По дороге Надежда Васильевна Лычакова многое рассказала нам о святом Леониде. К самым первым Устьнедумским чтениям ею была написана книга «И случилось чудо», в которую вошло житие преподобного и чудеса по молитвам к нему, история Введенского монастыря и Богородицкой церкви. Поскольку мы прибыли на место рано, то отправились к святому источнику. Любовались гладью озёр, благоговейно разглядывая место многолетних трудов преподобного Леонида, соединившего озёра с рекой Лузой.
Колокола возвестили о прибытии епископа Яранского и Лузского Паисия, и мы поторопились в храм на Божественную литургию. В церкви — множество прихожан и паломников, прибывших из разных мест Вятского края и соседних областей. У каждого — своя просьба к преподобному Леониду, но в общей молитве богомольцы становятся как бы одним целым, а меня охватывает душевный трепет от ощущения близости к нам святого угодника. В своей проповеди владыка Паисий сообщил о том, что обретённые мощи преподобного Леонида вскоре займут в храме своё достойное место!
Счастливые, умиротворённые Божественной благодатью, под впечатлением от удивительных встреч с увлечёнными и неординарными людьми, мы возвращались в Вятку с сердечной благодарностью преподобному Леониду Устьнедумскому, смиренному молитвеннику и терпеливому труженику, прославившему этот благословенный северный край и не оставляющему нас своей милостью!»
Надежда Шевелёва
«Вятский епархиальный вестник», 2018, №8