Библиотека
Дата и время

 

Устьнедумские чтения глазами участников.

  

   30 июля - День памяти местного почитаемого святого прп. Леонида Устьнедумского. Ежегодно с 2010 года в Лузской районной библиотеке им.В.А.Меньшикова проходят межрегиональные православные краеведческие чтения "Усть - Недумские встречи", посвященные этому памятному дню. В прошлый год они прошли в десятый раз. В 2020 году по причине пандемии этому замечательному событию не суждено было состояться. Впечатлениями о предыдущих чтениях 2018 года с нами поделилась заместитель директора Кировского экономико - правового лицея Надежда Викторовна Шевелева. 

 

29 07 06«Приглашение поучаствовать в конферен­ции я приняла сразу и с удовольствием, по­тому что была наслышана и о прп. Леониде Устьнедумском, небесном покровителе этой северной части Вятской земли, и о госте­приимных, открытых и сердечных жителях Лузы и Лальска.

Дорога не близкая, за шесть часов пути многое увидится и вспомнится. До Юрьи всё знакомо. Округа села Великорецкого — род­ная сторонушка моего отца, так что всё здесь хожено-перехожено, езжено-переезжено не­исчислимое множество раз до милого Берез­ника. А вот дальше — новое, неизведанное: Великая, Пахарь, Мураши, Комсомольский, Безбожник, Староверческая, Опарино, Ла­тышский, Новый, Пинюг. В названиях стан­ций — вся наша история: освоение новых зе­мель, древний крестный ход с иконой святи­теля Николая, мечты о «светлом будущем», уничтожение храмов и лагеря для тех, кто был не согласен с «новым»…

* * *

Устьнедумские чтения собирают исто­риков и краеведов из Вятки, Архангельска, Великого Устюга, Котласа, Сыктывкара, Во­логды, Пинюга, Ярославля, Самары. Конфе­ренцию открыла Н.В. Лычакова: «Устьне­думские встречи традиционно проходят на­кануне празднования в честь преподобного Леонида Устьнедумского (1551–1654). Под­линная история Руси — это история её под­вижников, потому что там, где появлялись святые молитвенники, загорался благодат­ный огонь православной веры…». Предваряя каждое выступление, Надежда Васильевна находила удивительно точные слова, рас­крывающие суть авторского исследования.

О новых страницах истории Введенского храма, построенного прп. Леонидом и освя­щённого в 1608 году, рассказала И.Б. Лупа­нова, начальник отдела научно-справочного аппарата Государственного архива Киров­ской области. Её всегда интересно слушать: глубина, основательность, скрупулёзность исследований Ирины Борисовны неизменно вызывают уважение.

Моё выступление «Испытание веры на земном пути монахини Елисаветы (Видя­киной), игуменьи Покровско-Богородицкой женской общины» было посвящено исследо­ванию жизни Екатерины Ивановны Видя­киной: послушническому опыту в Яранском Знаменско-Мариинском монастыре, благоче­стивым трудам по созданию обители и воспи­танию сирот в местечке Танино Орловского уезда, вынужденному скитальчеству после закрытия монастыря и многочисленным аре­стам в советские годы.

Как преодолевал трудности лагерной жизни и насколько велик был духовный опыт архимандрита Сергия (Савельева) рас­сказали Елена Геннадьевна Летовальцева и Наталья Александровна Маурина, сотрудни­ки библиотеки семейного чтения имени А.И. Суворова из пос. Пинюга.

Николай Михайлович Токмаков, краевед из г. Сыктывкара, поделился своими иссле­дованиями о «Политических репрессиях в Верхнелалье», о трагических судьбах мирян, монахинь и священников.

О благотворителях церкви Благовещения Пресвятой Богородицы рассказала Юлия Фе­ликсовна Страздынь, заведующая сектором Лальского районного краеведческого музея.

Светлана Николаевна Логина, заведую­щая выставочным залом Лальского истори­ко-краеведческого музея, поделилась иссле­дованием судьбы Марии Сергеевны Урван­цевой, которую в детстве, по семейному преданию, благословила императрица Алек­сандра Фёдоровна.

Презентацию книги «Старина далёкая и близкая» об истории г. Сольвычегодска и роли купцов Строгановых в его становлении представила Марина Алексеевна Щеголихи­на, историк-краевед из г. Котласа.

Презентация ещё одной книги «Туровец­кая Конная. Возрождение» Галины Алек­сандровны Подойницыной из п. Шипицина Котласского района также вызвала интерес участников чтений.

Завершилась конференция видеопрезен­тацией М.В. Зимиревой о том, что сделано для восстановления аникинского храма. По итогам Устьнедумских встреч выпускается сборник статей, и каждый желающий сможет удовлетворить своё любопытство неторопли­вым чтением. Недолгое чаепитие, обмен впечатления­ми, и через несколько минут мы уже ехали в старинный Лальск. Организаторы учли по­желание Л.Л. Порфирьевой, и наше знаком­ство с городом началось с Успенской церкви, рядом с которой покоится протоиерей Алек­сий Попов, за могилой которого почти сто лет ухаживали сначала благодарные прихожа­не, а затем служители храма.

На кладбище мы увидели ещё одну до­стопримечательность Лальска — надгроб­ный памятник, установленный рабочими бу­мажной фабрики на могиле директора С.М. Прянишникова (1837–1912), отдавшего делу процветания фабрики более 53 лет жизни. Искренняя благодарность рабочих выражена в эпитафии: «Глубокоуважаемый Сергей Ми­хайлович! Мы, рабочие заведываемой тобою фабрики, движимые искренней признатель­ностью за твоё отеческое отношение к нам, собрались у гроба твоего, чтобы воздать по­следний долг и проститься с тобой. Как мно­го ты в течение своей долгой жизни, поражая нас своей энергией и трудолюбием, сделал для усовершенствования фабрики. Благода­ря тебе для нас всегда находилась работа, и нам не приходилось разлучаться со своими детьми. А кто помогал нам материально и нравственно в бесчисленных нуждах наших? Кто поддерживал нас при воспитании наших семейств? Всё ты, покровитель и благодетель наш. Ты умер, посте­пенно угасая. Твой мощный дух долго боролся со смертью. Но не умрёт память о тебе: ещё долго фабрика будет собою напоминать о своём созидателе. Память о тебе будет передаваться из поколения в поколение. Прости нас грешных, если заставили тебя порой пере­жить несколько горьких минут! Дай Бог душе твоей, труженик и добродетель наш, упокоения, веч­ной радости Царствия Небесного».

Наш разговор о бумажной фа­брике продолжился в краеведче­ском музее, который располагается в доме Прянишниковых. Про фабрику, вероятно, надо писать отдельную статью, ведь это было передовое производство, снабжавшее весь Север и Сибирь двадцатью видами бу­маги высочайшего качества. А вот дом, по­строенный в 1880–1881 годах, заслуживает отдельных похвал и благодарностей музей­щикам, сохранившим его. Роскошная гости­ная, небольшая, но очень уютная. Старин­ная мебель, часы, рабочий двухтумбовый стол, граммофон, пианино, портреты, фото­графии на стене. Впечатление такое, что хо­зяева только что вышли по делам, и вскоре вся семья соберётся. Кто-то уютно устроится на диванчике для чтения, кто-то непремен­но захочет сыграть и спеть новый романс. У хозяина много забот, он, конечно, за рабочим столом. Звонок позовёт в столовую, и все от­правятся вслед за хозяйкой в соседнюю ком­нату пить чай…

Юлия Феликсовна Страздынь — потря­сающий рассказчик, знаток своего дела. Она познакомила нас и с удивительной экспози­цией самоваров и чайных принадлежностей, а потом мы спустились по крутым лестни­цам в комнату, где представлена экспози­ция икон, хоругвей, священнических обла­чений, редких церковных книг XVIII века. Оказывается, все эти предметы находились в Благовещенском храме и переданы музею настоятелем церкви священником Романом Заяцом. Отдельная экспозиция посвящена протоиерею А.А. Попову, так много сделав­шему для Лальска, Воскресенского храма, где он служил, и жителей этого городка.

И это ещё не всё! Мы отправились в цер­ковь Благовещения Пресвятой Богородицы, освящённую в 1763 году. Её архитектура ха­рактерна для велико-устюжской школы. Хра­мовый ансамбль виден отовсюду, ведь он рас­положен на высоком берегу реки Лалы. Чудо, что сохранилась колокольня. В годы борьбы с религией обычно первой взрывали именно колокольню, а в Лальске её использовали для обучения парашютистов. Настоятель храма иерей Роман Заяц рассказал нам об истории церкви, которая в безбожные годы закрыва­лась лишь на десять лет: с 1930 по 1940 год. Поразил необычный иконостас, обновлённый позолотой в 1980-х годах. А ещё отец Роман рассказал об иконе святителя Николая, кото­рую называют Николой Лальским.

30 июля — праздник преподобного Ле­онида Устьнедумского, покровителя зем­ли Лузской. Чудесное солнечное утро, и мы отправляемся в д. Озерки. По дороге Наде­жда Васильевна Лычакова многое рассказа­ла нам о святом Леониде. К самым первым Устьнедумским чтениям ею была написана книга «И случилось чудо», в которую вошло житие преподобного и чудеса по молитвам к нему, история Введенского монастыря и Богородицкой церкви. Поскольку мы прибы­ли на место рано, то отправились к святому источнику. Любовались гладью озёр, бла­гоговейно разглядывая место многолетних трудов преподобного Леонида, соединившего озёра с рекой Лузой.

Колокола возвестили о прибытии епи­скопа Яранского и Лузского Паисия, и мы поторопились в храм на Божественную ли­тургию. В церкви — множество прихожан и паломников, прибывших из разных мест Вятского края и соседних областей. У каждо­го — своя просьба к преподобному Леониду, но в общей молитве богомольцы становятся как бы одним целым, а меня охватывает ду­шевный трепет от ощущения близости к нам святого угодника. В своей проповеди влады­ка Паисий сообщил о том, что обретённые мощи преподобного Леонида вскоре займут в храме своё достойное место!

Счастливые, умиротворённые Божествен­ной благодатью, под впечатлением от уди­вительных встреч с увлечёнными и неорди­нарными людьми, мы возвращались в Вятку с сердечной благодарностью преподобному Леониду Устьнедумскому, смиренному мо­литвеннику и терпеливому труженику, про­славившему этот благословенный северный край и не оставляющему нас своей милостью!»

Надежда Шевелёва

«Вятский епархиальный вестник», 2018, №8

Вебмастер - разработка и продвижение сайтов г. Киров Яндекс.Метрика