Творчество Ивана Николаевича Екимова
Иван Николаевич всю свою жизнь трудился на ниве литературы, из - под его пера вышли журналистские очерки о фронтовиках - боготольцах, "колючие" фельетоны и басни, смешные юморески, задушевные песни и пять сборников стихов. Первый сборник «Боготол – городок в хлебах» был издан в мае 1999 года. Следующие сборники – «Осенние цветы», «Серебро росы», «Листопад» и «Перо Жар - птицы» - соответственно в 2000, 2001, 2002 и 2004 годах.
Поэт воспевал то место на земле, где родился и вырос - Лузский район и то, где прожил большую часть своей жизни - сибирский городок в Красноярском крае. Обычный, неприметный город Боготол, где жил и работал Иван Николаевич в его поэзии преображается, приобретает особое очарование. Неброска земля боготольская, но какие люди жили и живут на ней! Она взрастила искусных садоводов, земледельцев, педагогов, спортсменов с мировым именем, талантливых поэтов и писателей. Это город железнодорожников. «Наш Боготол - ворота края для тех, кто едет на Восток». Машинисты, путейцы, слесари, комбайнеры, доярки, пахари – герои его произведений - простые и безыскусные в жизни, делающие свое большое дело, созидающие саму жизнь. Поэт любит своих героев, пишет о них тепло, с доброй улыбкой, любуется ими.
Особая любовь поэта – его малая родина, «Русский север матушки Руси». Здесь жили предки Ивана Екимова – могучие, смелые, справедливые, которые не чурались никакого крестьянского труда, работали азартно, дружно. Словами, идущими из глубины сердца, поэт живописно рисует замечательные пейзажи родных мест, увиденные каким-то непостижимым образом, там «дым берез, грусть пихт и елей», «брусничное пламя в борах», «голубеет Луза в ресницах ив в своей красе».
Здесь он рос, здесь первым робким цветом расцветали его душевные порывы, здесь первые горе обрушилось на семью. В начале тридцатых годов пятеро детей лишились отца, которого за невыполнение «твердого» непосильного задания «тройка» активистов упрятала в тюрьму, где и сгинул вчерашний старшина волости.
С нежностью, болью, глубоким уважением воссоздает поэт образ своей матери, которую не сломили удары судьбы. Она сумела поднять на ноги детей, как бы тяжело ей ни приходилось. Доила колхозных коров в собственном скотном дворе, построенном мужем на 20 животных, весной сеяла вручную из лукошка на артельном поле. А дома по ночам пряла, ткала холсты. Как могла, кормила и одевала детей.
«Яичницу поджарить на ладони для мамы – мало за её труды», - писал благодарный сын. Или: «Опять в руках у мамы балалайка, опять в избе – веселье и тоска».
Поэт вспоминает теплоту материнских рук, и заботу, её отвагу. Ведь именно она в те смутные времена спасла «опасного» соседа Андрея Тетерина от грозившей ему тюрьмы. А «вины-то» всего и было, что работал не покладая рук от зари до зари, корчевал пни, освобождая под пашню землю, ладил сани, катал валенки, добывал в лесу зверя. И за то, что работал на свою семью, не желал вступать в колхоз – считался властями опасным «элементом». А когда пришли другие времена односельчанин горько признается: «Но для меня сейчас свобода – как запоздалая любовь…».
Нельзя без волнения читать стихи Ивана Екимова о трудном военном детстве. О пережитом народном горе – лирический очерк «Вот моя деревня» - бесценное свидетельство очевидца о детях войны, о неимоверных страданиях оставшихся в тылу, непосильном труде приближавших победу и ждавших весточек с фронта.
Сумке почтовой военных лет
Я бы поставил монумент…
На просторах огромной страны
К сумке были прикованы взгляды.
Ведь она средь великой войны
Берегла и любовь, и радость.
Душа поэта всегда рвалась в родные места, всю жизнь он думал, как неистребима его связь с нашим краем, где «белой ночи парус светлее», и «солнце светит веселее, и слаще шаньги на столе». Но плакало сердце - умирает деревня. На окнах изб кресты из плах, рушатся церкви, пустеют поля, на дворах все меньше живности. Как жить селянам?
И все же жива ещё деревня, пока не покинули её люди, такие как Глафира – сестра поэта, хозяйка и плясунья. Жива деревня, пока живут односельчане – работящие, бескорыстные, добрые нравом, поют и пляшут под гармошку до утренней зорьки, расцвеченной просыпающимся солнцем, как чело у русской печки. Жива деревня, покуда в сельской библиотеке, названной его именем читают стихи и вспоминают Ивана Николаевича.
А своя деревня для поэта – как вторая мать, дающая силы жить, питающая творчество.
Деревенька моя с речкой Лузой широкой
В центре Севера русского, в тихой глуши.
Это радость моя, моей силы истоки
И немеркнущий свет для уставшей души.
Конечно, в стихах непрофессионального поэта всегда можно найти недостатки: где – то тяжеловесная строка, слишком необычен неологизм. Но эти частности не заслоняют главного: Иван Екимов – самобытный поэт, сумевший по-своему воспеть и родной Русский Север, и дорогую его сердцу Сибирь. Он мастер метаморфоз, неожиданных метафор и сравнений:
Ивам жарко, в мехах их почки,
Хоть в ручей забрели по грудь,
Но зелененькие платочки
Достают, чтобы пот смахнуть.
Работающему в разных жанрах поэту хочется запечатлеть все – и абсурд современной жизни, и её светлые стороны. Есть горькие стихи – «Похороны друга», «Сын вернулся из Чечни», а есть жизнеутверждающие строки: «добро исходит от добра, оно всегда – как солнца лучик».
Человек с большим чувством юмора, неунывающий, добрый, Иван Николаевич всегда находился в гуще жизни, всегда на посту. И только тяжело заболев, в августе 2008 года написал заявление об увольнении по состоянию здоровья. Но и дома, превозмогая болезнь, продолжал писать, поставив перед собой цель – выпустить ещё один, последний сборник стихов, подготовить к изданию сборник статей о фронтовиках – боготольцах. И это обещание он выполнил.
Строки из последнего сборника стихов «Перо Жар - птицы» доказывают, как окрепло мастерство поэта: лаконичнее, образнее, ярче стал язык его произведений. Как отметил сибирский поэт Н. Килькеев: « Подлинность поэтического дара И. Н. Екимова очевидна, она - в духовном богатстве личности автора. Ему есть что сказать…», а нам есть что почерпнуть из добрых книг Ивана Николаевича.