Воспоминания врача эвакогоспиталя (№3469)
Е.П. Переваловой.
Уроженка г. Лузы Перевалова Елизавета Прокопьевна на период Великой Отечественной войны работала главврачом Лузской больницы (сейчас – это Лузская ЦРБ). Имея «бронь», была отправлена на фронт, работала врачом – ординатором госпиталя. Позднее она была направлена на эту же должность в эвакогоспиталь № 3469. К конце 60-х гг. она написала о работе госпиталя.
«Прошло 26 лет, но я так хорошо помню, как в конце июня 1941 года объявили по радио, что фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Настало тяжелое, грустное время. Почти ежедневно отправляли на фронт мобилизованных коммунистов, комсомольцев, беспартийных и медицинских работников. При отправке много пролито слез женами, матерями и детьми.
В то время я работала главврачом Лузской больницы, часто работала в военной комиссии. Лальским райздравом мне выдали «бронь» - имеющих бронь на фронт не брали.
1 августа 1941г. я получила повестку, призывающую меня в ряды Советской Армии. Бронь я сознательно не предъявила, была мобилизована и отправлена работать в эвакогоспиталь КНО, где я и работала в должности врача – ординатора до конца октября 1941 года. Дома остался у меня ребенок 1 год 9 месяцев. В октябре ребенок тяжело заболел, а в конце октября состояние ребенка стало крайне тяжелое и меня откомандировали (домой) в эвакогоспиталь № 3469, организовавшийся в сентябре месяце в г.Лузе. Там я тоже работала врачом – ординатором до расформирования госпиталя в декабре 1945 года.
Штаб госпиталя был в нынешнем здании городской амбулатории (ныне здание СЭС), активное хирургическое отделение в здании интерната школы №4 (ныне здание милиции), второе активное отделение было в здании больницы.
Летом 1942 года к нам влился эвакуированный из г. Донбасса эвакогоспиталь. Тогда заняли Дом колхозника, здание школы, мастерские (ныне МСС), два двухэтажных дома л/б №2, дома бывшей школы ФЗО (ныне жилые дома на ул. Гагарина) и для выздоравливающих школьное здание, бывшая стоматологическая поликлиника (ныне жилой дом на ул. Ленина).
Я работала в активном хирургическом отделении, в котором было 4 врача: я, Баргман, Преображенская, Полякова и ведущий хирург Н.А.Преображенский, который после войны работал в г. Кирове (ныне нет в живых).
На каждом этаже горбольницы на смене было по 1 медсестре, отдельная медсестра для тяжелораненых, кроме того на каждом этаже своя старшая медсестра. Я работала на втором этаже с медсестрой Герасимовой Т.Н., с которой долго переписывались в послевоенное время, операционная была на нижнем этаже, перевязочные на обоих этажах. У каждого врача от 40 до 60 раненых.
Сколько прошло раненых через эвакогоспиталь, не знаю, но очень много. Бойцы поступали с Ленинградского направления, с довольно свежими ранениями, через 2-3 недели после ранения. Военно-санитарные поезда прибывали часто, почему-то больше ночами. Работать всему персоналу приходилось много, без выходных, рабочий день с 8.00 ч. утра до 20.00 ч. вечера, а у врачей еще были дежурства.
Рабочий день начинался рапортом дежурных врачей каждого отделения в штабе госпиталя. Дежурные врачи докладывали о количестве раненых: сколько поступило, сколько откомиссовано (т.е. отправлено домой), прооперировано, отправлено на фронт; о тяжелых больных; о числе умерших; о чрезвычайных происшествиях и др. После рапорта врачи шли в свои отделения делать обход, перевязки, менять гипсы, оперировать, переливать кровь, записывать истории и т.д.
Особенно тяжело было работать после дежурства и после поступления раненых из санитарного поезда.
При поступлении раненые проходили санитарную обработку, их мыли, брили, перевязывали. Очень тщательно оформлялись истории болезни, т.к. в госпитале лечились люди разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, литовцы, молдаване, все нации Кавказа, казахи, киргизы, узбеки.
У госпиталя был свой рентген - кабинет, аптека, физиоаппаратура, кухни. Питание для раненых было хорошее. Перевязочный материал, медикаменты - в достатке. Уход и отношение персонала к раненым было вежливое и чуткое. Отмечали и праздники. Самый большой праздник - это день Советской Армии. К праздникам готовились. Тщательно чистили помещения, хотя и всегда было чисто. Оформляли плакатами, делали к лампочкам красивые абажуры. Накануне праздника проводились заседания и самодеятельность работников отделения с участием выздоравливающих раненых. В день праздника в штабе госпиталя проводился офицерский вечер с участием командования, врачей и среднего персонала.
У каждого отделения были шефы, которые приносили подарки раненым, комнатные цветы, патефон с пластинками и прочее.
Сколько было радости у нас: врачей и медсестер, когда тяжелораненый, после упорной борьбы за жизнь, выздоравливал. Сколько было пережито. Как было весело и радостно, когда выздоровевших отправляли на фронт или домой. На фронт уезжало довольно много. Были и печальные странички в жизни госпиталя, когда умирал тяжелораненый солдат. Умершие все похоронены на кладбище за лесозаводом (сейчас – городское кладбище), но это было редкостью, хотя раненых прошло через госпиталь очень много».
О эвакогоспитале читайте:
Эвакогоспиталь №3469 – героическая страница в истории Лузского района.
Вспомним госпиталь и всех сердец тепло