В БИТВЕ ЗА ЛЕНИНГРАД:
311-я стрелковая дивизия
27 января 2024 года отмечалась важная дата военной истории России - 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от блокады.
Любителям военной истории Лузская центральная библиотека им.Меньшикова предлагает познакомиться с замечательным краеведческим изданием «От Кирова до Берлина» о мужестве и героизме вятских воинов, прошедших славный боевой путь в составе 311-й стрелковой Двинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии, сумевших удержать и отразить натиск фашистских полчищ в Ленинградской битве. Книга издана по уникальным кадрам военного фотографа и корреспондента дивизионной газеты «За Родину» Даниила Федоровича Онохина (1914-2003). За четыре года Даниил Онохин изготовил около 20 тыс. миниатюрных фото для партбилетов и карточек - анкет для ЦК ВКП(б), кроме того, каждый боец имел огромное желание выслать домой фотокарточку с фронта, может быть, последнюю. Сотни километров прошагал он с фотоаппаратом "ФЭД", ежедневно по несколько раз бывая на передовой, запечатлевая ход исторических сражений и суровый солдатский быт. После войны Онохин работал фотокорреспондентом газеты «Кировская правда», собкором ТАСС по Кировской области. На протяжении нескольких десятилетий, в 1960-80-х годах Даниил Федорович проделал титанический труд по воссозданию истории 311-й стрелковой дивизии, установлению судеб ее бойцов и командиров.
311-ю стрелковую дивизию сформировали в Кирове в июле 1941 года. Боевое крещение она получила на Ленинградском фронте в районе Волхов – Новгород. «Леса и болота... Только по настилу из брёвен можно было ходить здесь… Это, пожалуй, был единственный на всём протяжении фронта участок, где не выроешь даже траншею или окоп, где из штабной землянки отливалось по 200 вёдер воды ежедневно», – вспоминал один из её бойцов Михаил Кольцин. Особенно тяжелые оборонительные бои дивизия приняла летом и осенью 1941 года под Чудовом, Тихвином, Погостьем, преградив гитлеровцам путь на Ленинград. Из почти 11 тысяч человек личного состава, с которыми дивизия вступила в войну 17 августа, через шесть дней в строю осталась только четверть...
Зимой 1941–1942 г. дивизия перешла в наступление. Одним из самых трагичных и героических моментов стал штурм станции Погостье в феврале 1942-го. Там шли ожесточённые бои. Вот как описывал их ветеран 54-й армии Николай Николаевич Никулин в книге «Воспоминания о войне», вышедшей спустя 30 лет после Победы, в которой без прикрас отражена жестокая правда войны: «…И все-таки Погостье взяли... Пришла дивизия вятских мужичков, низкорослых…жилистых, скуластых. «Эх, была не была!» – полезли они на немецкие дзоты, выкурили фрицев, всё повзрывали и продвинулись метров на пятьсот. Как раз это и было нужно. По их телам в прорыв бросили стрелковый корпус, и пошло дело».
О том, как воевали наши земляки, писал и драматург Всеволод Вишневский: «...Они штурмовали в лоб дзоты на железнодорожной линии. Тридцать пять минут шла рукопашная схватка. Вятичи одолели врага! Находили сцепившиеся трупы наших и фашистов...».
В монографии кировского историка Петра Ефимовича Козлова «Сотворение Победы» так же описаны тяжелые испытания, выпавшие на 311- ю вятскую стрелковую дивизию, участвовавшую в обороне Ленинграда: «...Отсутствие прохода через ж/д сильно затруднило снабжение 311 сд продовольствием и боеприпасами, эвакуацию раненых и больных. Снабжение осуществлялось только носильщиками, каждый раз с боем, прорывавшимся через оборону противника. Стремясь уничтожить дивизию, враг шел на любые меры, включая и провокационные: пытался говорить по радио с комдивом Бияковым от имени командования армии, запрашивал у него координаты КП полков и дивизии, разбрасывал листовки с обращением к бойцам и командирам сдаться, утверждая, что они окружены и угрожая им голодом. В листовках, распространяемых в тылу наших войск, говорилось, что 311 сд сдалась немецким войскам и прекратила свое существование. Однако дивизия продолжала жить. В исключительно трудных условиях, часто под открытым небом, в суровые январские морозы, при недостатке боеприпасов, порой не получая по несколько дней продовольствия, части дивизии продолжали стойко и мужественно выполнять свои задачи: контролировать коммуникации противника и, в то же время, отражая его попытки уничтожить советское соединение».